Подавно
Что-нибудь, да пригодится.
Относиться надо строже
Ко всему, что на страницах.
Отделить зерно от плевел
Научиться важно очень.
Чтоб себя не видеть в гневе,
И прилюдно не порочить.
Удивляться можно вечно,
Видя мир совсем иначе.
Те, кому заняться нечем,
Не дождутся дней удачных.
Чтобы Бог тебя заметил,
Надо стать как можно выше.
Быть всегда в приглядном свете,
Вдалеке от нуворишей.
Мудрость копится годами,
Если есть, в чём сохраняться.
Те же знания - фундамент
Для разборок ситуаций.
Ощущать себя бесправным
Может каждый бестолковый.
Мне не жаль таких подавно,
Раз учиться не готовы...
09.11.2024
© Андрей Макаров, Дом Поэта, 09.11.2024
Свидетельство о публикации: B-YO № 035558265
Нравится | 0
Cупер | 1
Шедевр | 0
Рецензии
Насчёт «должно» можно поспорить, а по поводу «потрясать» возникает вопрос, чем же оно «должно» так мощно воздействовать на сознание человека – необычной экзотической дуростью или высоконравственной духовной высотой? Для одних наскальный рисунок, танцы в стиле юмба-тумба есть искусство – для других, к примеру, работы Архипа Ивановича Куинджи или Виктора Михайловича Васнецова. Определить, где начинается искусство и заканчивается примитивизм, позволяет культурное воспитание с набором определённых знаний в этой области человеческого созидания. Вот на такие размышления меня сегодня натолкнуло стихотворение Андрея Макарова «Подавно». Автор настаивает на абсолютной истине, что знания являются наиглавнейшим благом, ценностью в людском сообществе,
«Знаний много быть не может,
Что-нибудь, да пригодится».
и при помощи овладения ими, приобрести умение критически анализировать любую область людской жизнедеятельности, и в частности, следуя сюжету произведения, в том что предлагается в печатном виде, я думаю, прежде своих творений,
«Относиться надо строже
Ко всему, что на страницах.
Отделить зерно от плевел
Научиться важно очень».
поскольку далее следует,
«Чтоб себя не видеть в гневе,
И прилюдно не порочить».
Во втором абзаце справедливо утверждает, что любое творчество требует серьёзного трудолюбивого подхода, проникновения в жизненные реалии, опять-таки, путём их познания, без которых не стоит ждать успешного восхождения.
«Удивляться можно вечно,
Видя мир совсем иначе.
Те, кому заняться нечем,
Не дождутся дней удачных».
Андрей Макаров отстаивает идею о том, что человек бездуховный и аморальный, привязанный к низменным проискам «нуворишей», которые путём обмана, приобрели общенародную собственность в нашей стране, невозможно создавать высокодуховные, нравственные произведения, ориентиром в которых всегда выступает Бог, являющийся противопоставлением служителям Мамоны.
«Чтобы Бог тебя заметил,
Надо стать как можно выше.
Быть всегда в приглядном свете,
Вдалеке от нуворишей».
В финальной строфе автор делает, опять-таки, бесспорный вывод, что мудрость копится годами на основе духовных познаний. И важный момент – ей (мудрости) должно быть место для сохранения, то есть желание человека считать познания важными в своей судьбе и стремиться вырастать духовно на их основе.
«Мудрость копится годами,
Если есть, в чём сохраняться.
Те же знания - фундамент
Для разборок ситуаций».
А тех кто балбесничает, ищет причину неудач только во внешних жизненных обстоятельствах, и не желает идти путём познания – автор сосем не жалеет.
«Ощущать себя бесправным
Может каждый бестолковый.
Мне не жаль таких подавно,
Раз учиться не готовы...»
С технической стороны стихотворение вызывает положительные эмоции. Читается легко и непринуждённо, однако, в некоторых местах заставляет остановиться и подумать, что оправдывается философским уклоном этого произведения и придаёт ему ещё большую смысловую весомость.
«Век живи — век учись тому, как следует жить» - Луций Анней Сенека!
или
«Век живи — век учись».
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
RSS лента рецензий этой записи