Энциклопедия поэзии

Бунин

Бунин - Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал. В лирике продолжал классические традиции (сборник "Листопад", 1901). В рассказах и повестях показал (подчас с ностальгическим настроением) оскудение дворянских усадеб ("Антоновские яблоки", 1900), жестокий лик деревни ("Деревня", 1910, "Суходол", 1911), гибельное забвение нравственных основ жизни ("Господин из Сан-Франциско", 1915). Резкое неприятие Октябрьской революции в дневниковой книге "Окаянные дни" (1918, опубликована в 1925). В автобиографическом романе "Жизнь Арсеньева" (1930) воссоздание прошлого России, детства и юности писателя. Трагичность человеческого существования в новеллах о любви ("Митина любовь", 1925; книга "Темные аллеи", 1943). Мемуары. Перевел "Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло (1896). Нобелевская премия (1933).

Булгаков

Булгаков - Михаил Афанасьевич (1891-1940), русский писатель - прозаик, драматург. Родился в семье доцента Киевской духовной академии, получил прекрасное домашнее воспитание. В 1911-16 студент медицинского факультета Киевского университета, который окончил с отличием. Был хирургом на русско-австрийском фронте. , сельским врачом в Смоленской губернии, с 1917 врачом городской больницы Вязьмы. В 1918 вернулся в Киев, в 1919 работал во Владикавказе, с 1921 - почти постоянно в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище под камнем с могилы Н.Гоголя (так называемая "Голгофа"), случайно обнаруженным вдовой писателя среди "подлежащих переработке" надгробий. Своей главной темой в литературе Булгаков считал "избражение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (постановка в 1926), "Бег" (1926-28, постановка в 1957) показал трагические коллизии Гражданской войны и крах "белого движения". Многие произведения писателя при жизни не публиковались. Повесть и рассказы: "Роковые яйца", "Дьяволиада" (обе книги 1925), "Собачье сердце" (1925, опубликована в 1987); "Театральный роман" (незаконченный, 1936-37, опубликован в 1965). В романе "Мастер и Маргарита" (1929-40, опубликован в 1966-67) идея вечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощенная в двух временных планах; в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах.

Бродский

Бродский - Иосиф Александрович (1940-96), русский поэт; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники "Остановка в пустыне", 1967, "Конец прекрасной эпохи", "Часть речи", оба 1972, "Урания", 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987).

Брюсов

Брюсов - Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Основоположник русского символизма. Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов "Tertia Vigilia" "Третья стража", 1900; "Urbi et Orbi" "Городу и миру", 1903; "StejanoV" "Венок", 1906). Исторические романы: "Огненный ангел" (1908), "Алтарь победы" (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.


* * *

БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1 (13) декабря 1873, Москва 9 октября 1924, там же] русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед.

Детство и образование

Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца купец из бывших крепостных, дед со стороны матери поэт-самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем на историческом (окончил с дипломом 1 степени). В 1896 женился на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти хранителем архива и издателем наследия. Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально проявились два антиномичных начала самоотдача стихиям жизни (эротика, игра страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая организующая активность, склонность к "конструированию" себя и управлению окружающими людьми и ситуациями.

Творческий дебют, стихотворные сборники, принципы поэтики

В 1894-95 Брюсов выпустил три сборника "Русские символисты", состоящих из его собственных переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках "Chefs doeuvre" ("Шедевры",1895), "Me eum esse" ("Это я",1897) и сборнике переводов из П. Верлена "Романсы без слов" (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов 1900-09 "Tertia vigilia" ("Третья стража",1900), "Urbi et orbi" ("Городу и миру",1903), "Stephanos" ("Венок", 1906), "Все напевы" (1909) определили антиномичную ориентацию его поэтики на традиции французского "Парнаса" с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. После 1910 намечается поворот к большей простоте формы (сборник "Зеркало теней",1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, "научная" поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.

Литературное окружение. Редакторская, издательская и критическая деятельность

Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова (знакомство с К. К. Случевским, Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Н. М. Минским, К. М. Фофановым, Ф. К. Сологубом и др.). В 1899 он становится одним из организатором и руководителей издательства "Скорпион", начавшего с выпуска альманахов "Северные цветы" (вып. 1-5, 1901-11) и поставившего задачей объединение представителей "нового искусства". В 1904-09 был фактическим редактором журнала "Весы", ставшего центральным органом русского символизма. Брюсов опубликовал в "Весах" программные теоретические статьи ("Ключи тайн", 1904; "Священная жертва", 1905, и др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге "Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней" (1912). Заслужив репутацию "мэтра" символистской школы, Брюсов в то же время расходился с ее теургическим направлением, отстаивал суверенность искусства, отказываясь признать его зависимость как от социально-политических, так и от мистико-теологических заданий (см. его полемику, с одной стороны, со статьей В. И. Ленина "Партийная организация и партийная литература" "Свобода слова", 1905, с другой с докладами Вяч. Иванова и А. Блока о теургическом символизме "О "речи рабской", в защиту поэзии", 1910). После закрытия "Весов" (1909) с сентября 1910 возглавляет литературно-критический отдел в журнале "Русская мысль" (под редакцией П. Б. Струве), привлекая к сотрудничеству других писателей-символистов и разрушая обособленность символистской школы в литературном процессе.

Концепция истории и исторические романы

Постоянный интерес Брюсова к истории обусловливал оценку злободневных фактов в перспективе мировых событий. Начав с политических обзоров в журнале "Новый путь", проповедовавших славянофильские теории (Россия как "третий Рим"), он пережил крушение великодержавных иллюзий под влиянием событий русско-японской войны. Революцию 1905 воспринял как исторически неизбежное крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность собственной гибели как части старого мира (стихотворение "Грядущие гунны", 1905). В 1907-12 внимание Брюсова к текущей политике ослабевает, но растет его стремление осмыслить глубинные закономерности исторического процесса. В романах "Огненный ангел" (1907-08) и "Алтарь победы" (1911-12) он обращается к переломным историческим эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем исторических аналогий. В годы Первой мировой войны поначалу разделял настроения военного патриотизма (сборник "Семь цветов радуги", 1916; а также не появившийся при его жизни сборник "Девятая Камена"), однако, побывав на фронте в качестве военного корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого характера войны.

Историко-литературная и переводческая деятельность

Знакомство в 1898 с редактором журнала "Русский архив" П. И. Бартеневым положило начало многолетней публикаторской, комментаторской, историко-литературной деятельности Брюсова (работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе). На протяжении всей жизни занимался и художественными переводами (античные авторы, Данте, Дж. Байрон, И. В. Гете, Э. Верхарн, Э. По, П. Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк, О. Уайльд, армянские поэты и др.). Переводческая манера Брюсова претерпела радикальную эволюцию от вольных переложений в 1890-е гг. до принципиального буквализма поздних переводов.

Культурно-просветительская и педагогическая деятельность после Октября

Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения. В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В 1917-19 возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921 Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова. В последних стихотворных сборниках "Дали" (1922), "Mea" ("Спеши",1924) пытался разработать принципы новой "научной" поэтики, однако поздние поэтические эксперименты не встретили живого читательского отклика.

Сочинения:

Собрание сочинений. М., 1973-75. Т. 1-7.

Среди стихов. 1894-1924: Манифесты. Статьи. Рецензии. М.,1990.

Зарубежная поэзия в переводах Валерия Брюсова. М.,1994.

Литература:

Максимов Д. Е. Брюсов. Поэзия и позиция // Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. Л.,1986.

Гречишкин С. С., Лавров А. В. Биографические источники романа Брюсова "Огненный Ангел" // Ново-Басманная, 19. М.,1990. С. 530-98.

Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995. С.286-304.

Брехт

Брехт - Бертольд (Brecht) (1898-1956), немецкий писатель, режиссер. В 1933-47 в эмиграции. 1949 основал театр "Берлинер ансамбль". В философско-сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: "Трехгрошовая опера" (поставлена в 1928, музыка К. Вейля, издана в 1931), "Мамаша Кураж и ее дети" (создана в 1939, издана в 1941); "Жизнь Галилея" (создана в 1938-39, издана в 1955), "Добрый человек из Сезуана" (создана в 1938-40, издана в 1943); "Кавказский меловой круг", (поставлена в 1954, музыка П. Дессау, издана в 1949), с гуманистических, антифашистских позиций ставил остроактуальные проблемы. Ориентировался, как и в собственной режиссуре, на разработанные им принципы "эпического театра", предполагающего обращение не к традиционному "сопереживанию", а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввел т. н. эффект отчуждения новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т. п. Оказал влияние на театр 20 в. Международная Ленинская премия (1954).

Страница 1 из 6