Размышления о судьбе поэтессы Юлии Матониной.

Размышления о судьбе поэтессы Юлии Матониной

Помню, как в конце 1980-х годов очень многих поразило известие о трагическом уходе из жизни на Соловках в возрасте 25-ти лет архангельской поэтессы Юлии Матониной. Жизненные обстоятельства, подтолкнувшие её к самовольному уходу, были мало кому понятны. Однако сам факт гибели, наверное, не оставил равнодушным никого.
Я в это время училась в школе, в старших классах. Через год после смерти поэтессы вышел в свет её первый сборник стихов. Помню, как купила эту книжку и стала читать стихи. Не скажу, что мне, воспитанной в школе на произведениях Пушкина, Лермонтова, Тютчева и т.д.
понравилась современная поэзия. Её творчество показалось мне малопонятным, и книжку я забросила.
С 2014 по 2017 год я училась в Москве в православном вузе, писала дипломную работу по монастырям Архангельской епархии. На одной из конференций увидела мужа Юлии Матониной, тоже поэта, барда - Василия Матонина. Он смог оправиться после этой трагедии, создать новую семью. А ведь остался вдовцом с тремя малолетними детьми!
В этот же период времени я впервые побывала на Соловках, посетила монастырь, частично осмотрела остров, прошла мимо Соловецкого кладбища... Да, Соловки - это место и славы, и многих человеческих трагедий!..
Об Юлии Матониной я в тот момент, правда, не вспомнила. Но вот совсем недавно случайно натолкнулась в интернете на статью об архангельской поэтессе. Родилась она на юге, в Пятигорске. В шестилетнем возрасте по семейным обстоятельствам оказалась в Архангельске. В восемнадцать лет вышла замуж и сразу родила дочь. Муж решил поехать на Соловки, и Юлия его в этом решении поддержала. Понимала ли она тогда, что это за место? Глубинно, скорее всего, нет.
Север - край суровый, таинственный, не всем понятный, а тем более отдалённый морской остров. Не все смогли здесь прижиться и найти своё место. Для многих вынужденный приезд сюда заканчивался трагично: кто-то сходил с ума, накладывал на себя руки или шёл на всё, лишь бы выжить физически.
Жить семье Матониных на острове пришлось в очень сложных бытовых и финансовых условиях. Только один факт, что их поселили в бывшем женском бараке, доме 1838 года постройки, говорит о многом. При этом семья за пять лет пополнилась ещё двумя новыми членами. А как же поэтическое творчество? Юлия писала стихи, и кое-что даже удалось опубликовать в ленинградских журналах: "Нева" и "Аврора". Но что это в сравнении с ежедневной борьбой за физическое выживание?
По всей видимости она билась, как птица в клетке, и... не выдержала. Летом 1988 года Юля неожиданно улетела в Москву со случайной подругой, а затем в Среднюю Азию... насовсем. Однако в сентябре вдруг вернулась на Соловки и теперь уже точно насовсем.
Я посеяла следы -
Выросла дорога.
Там, где близко до беды,
Близко и до Бога.
Я по кроме льда прошла
За живой водицей,
Зачерпнула, как могла,
Жаждущим напиться.
Напоила горе я
Солоной слезою,
Напоила пьяного
Песнею-тоскою
Напоила по́том я
Садик, что садила.
Наливала мёртвому,
Да не воскресила.

© Ольга Смирнова, Дом Поэта, 25.02.2022
Свидетельство о публикации: N-PF № 020333111

Добавить рецензию

Защитный код
Обновить

Рецензии   

# 25.02.2022 в 20:07 Юрий Тубольцев
Портал Печерин проводил конференцию о рано ушедших поэтах. Это важная тема в истории и литературе - гении, путь которых неожиданно оборвался.
С уважением, Юрий Тубольцев

Дом Поэта в соцсетях

vk32 f api i inst tt ya you telegram