
Раз-очарование
Талант и рабство, — вот так встреча,
В обличье дара сервилизм,
Бравирует искусной речью:
«Мол, мир людской очеловечу»,
А в сути мелкий эгоизм.
Да, мелкий, неказистый напрочь,
Что сологубский «тёзка» — бес,
Пусть до болезненности храбро
Он бьётся за приватность скарба,
И чтоб к обеду буйабес.
Умища тьма, талант в ажуре,
«Интеллигентность» потешал,
«Фитиль вставлял» номенклатуре,
Злу тирании, диктатуре,
«Мы все под ними», — нам внушал.
Не жаловал великих строек,
В задачах века видел гнёт,
Мечтал наливок и настоек,
К феминам дюже был нестоек
И, — чтоб к подъезду самолёт.
Вещал талантливо, «собака»,
Толпе взыскательной «стелил»,
Острозаумный был писака,
Заполучив диплом техфака,
Себя о быт ходульный злил.
Он пестовал неблагодарность,
Претензий многих формуляр,
Всяк, кто в фаворе — тот бездарность,
В загоне духа элитарность,
Таков таланта окуляр.
«Курил» он раз-очарованье,
Клеймил сатирой жизни быль,
Глумленье мнил за врачеванье,
За фимиам — своё бурчание,
В музее замечал лишь пыль.
Взрастил своё высокомерье,
Вогнал в ничтожнейшее труд,
За рабство мудрое смиренье,
Гоня геройство в умаление,
В смех навалял заметок груд.
Шут тороватый возгордился,
Обласкан властью напоказ,
В площадном шоу подрядился,
Авторитетом обрядился,
О бытии глаголил сказ.
Но не раздобрился, — законно,
Пусть возле трона слышал дробь,
И знать и дворня бьют поклоны,
Но не прощает, — непреклонен,
Брюзге в остатке только скорбь.
P.S.
Натура: сложное соитие
Наивных чаяний, обид,
Страстей бесовское наитие,
Вины поставленной на вид.
Злодейство, гений — несовместны,
Разделены — как день и ночь;
Талант и низкое — уместны,
Но это в ступе бес-толочь.
/АК/
Мой голос: https://vk.com/wall522089629_27013
© Алексей Канахин, Дом Поэта, 15.04.2025
Свидетельство о публикации: K-OU № 798406527
Нравится | 0
Cупер | 1
Шедевр | 0
Рецензии
В первой части стихотворения Канахин поднимает вопрос о том, как талант может сочетаться с рабством — как внутренним, так и социальным. Это противоречие становится основой для дальнейшего анализа: автор показывает, что даже самые высокие устремления могут скрывать мелкий эгоизм. Чувствуется явная ирония по отношению к "интеллигентности", которая оказывается лишь маской для более глубоких недостатков.
Стих полон отсылок к культурным и литературным фигурам, что придаёт ему дополнительную глубину. Упоминание о Сологубе, а также о "номенклатуре" и "диктатуре" создаёт контекст, в котором читатель может осмыслить не только индивидуальные переживания автора, но и более широкие социальные проблемы.
Канахин также затрагивает тему высокомерия и неблагодарности, что добавляет к его размышлениям нотку пессимизма. Талант, как он описывает, может стать источником гордыни и отчуждения, когда вместо искреннего служения искусству он превращается в инструмент для самоутверждения.
Финальные строки стихотворения оставляют читателя с чувством глубокой печали и разочарования. Вопрос о том, как талант может сосуществовать с низменностью, остаётся открытым и заставляет задуматься о ценностях, которые мы принимаем в обществе.
В целом, "Раз-очарование" — это не просто стихотворение о таланте, но и философская работа, заставляющая нас переосмыслить собственные представления о гениальности и её месте в мире. Канахин удачно сочетает личные переживания с универсальными темами, что делает его произведение актуальным и значимым.
С уважением, Юрий Тубольцев
RSS лента рецензий этой записи