Последний век

Явился век, последний в мире век,
Где просветления не жаждет человек,
Ум уводя от истин и причин.
Он духом пал, как раб и господин.

Когда порок ему творил закон,
И к миру страсть усилилась уж в нем,
Когда рождал без разума и меры
Своих детей безудержных, слепых,
Когда в них грех со дня рожденья их
Губил любовь и возрастанье веры.

От них придет и зверь, как из глубин.
Земли измученной над всеми властелин.
Кто разглядит в нем темный зверский дух?
Тот и душой своей ни слеп, ни глух.

Когда, склонив свою главу пред ним,
Весь мир падет, как пал однажды Рим,
Когда своей он кровью захлебнувшись
И превратившись в скопище руин,
Где на него взирает Бог один,
Всего на миг от мира отвернувшись.

© Сергей Клюшин, Дом Поэта, 23.10.2024
Свидетельство о публикации: E-JF № 825922849

Добавить рецензию

Защитный код
Обновить

Рецензии   

# 24.10.2024 в 08:24 Николай Проявитель-Гончаров
Произведение Сергея Клюшина «Последний век» звучит, как органное творение немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха в стихах. Автор создаёт напряжённую атмосферу предзнаменования надвигающейся мировой катастрофы из-за потери миром просветления, говоря простым языком – просвещённости, верных знаний:
«Явился век, последний в мире век,
Где просветления не жаждет человек»
и поскольку автор говорит, что это уже было в истории:
«Когда, склонив свою главу пред ним,
Весь мир падет, как пал однажды Рим»
я могу с уверенностью сказать, что он имеет в виду наше время и нашу страну(?), поскольку автор из России.
Далее исследуется причина столь пагубной деградации, которая кроется в том, что порок стал узаконенным, что сегодня не является секретом, если его признаёт сам Джон Д. Рокфеллер утверждая, что «Конкуренция - это грех» ( https://myquotes.co/ru/authors/14848/ ) однако величайший адепт бизнеса даёт надежду на то, что всё не так плохо, при условии:
«Бог дал мне мои деньги. Я считаю, что способность зарабатывать деньги - это дар от Бога. Он должен быть развит и использован в меру наших способностей на благо человечества. Будучи наделенным даром, которым я обладаю, я верю этому я обязан зарабатывать деньги и еще больше денег и использовать деньги, которые я делаю, для блага моего ближнего в соответствии с требованиями моей совести».
Конечно, на деле это не соответствует заявленному, вот почему
Сергей Клюшин в финальной строфе рисует картину гибели и безнадёги:
«Когда своей он кровью захлебнувшись
И превратившись в скопище руин»
и устроить это могут бездуховные не просветлённые потомки:
«Своих детей безудержных, слепых,
Когда в них грех со дня рожденья их
Губил любовь и возрастанье веры.
От них придет и зверь, как из глубин.
Земли измученной над всеми властелин». Автор имеет в виду – Дьявола.
Но выход есть и из этой ситуации – сегодня нужно людям снять шоры лжезнаний и спастись:
«Кто разглядит в нем темный зверский дух?
Тот и душой своей ни слеп, ни глух».
Глас вопиющего в пустыне! Услышать ли?
В целом стихотворение заставляет размышлять, делая проекцию на наше проблемное время в стране и за её пределами. Силы зла сегодня властвуют во мрачных сознаниях людей, уничтожающих друг друга.
Стилистика произведения требует вдумчивого прочтения, читатель не отделается лёгкой пробежкой по строчкам, как то бывает при прочтении простых стихов, без глубокой философской нагрузки.

С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.

Дом Поэта в соцсетях

vk32 f api i inst tt ya you telegram