Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери

Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери

Голубой мафорий,
С капельками бахрома,
Покрывает зорей
Богоматерь у холма.

Простирают длани
Непорочные глаза.
В золотом тумане
Бирюзовы небеса.

Изумрудны ели
У источника высот.
Плещут параллели
Умозрительных красот.

Снизошла в долину
Пресвятая Дева Мать,
Чтоб явить причину,
Тайну мира передать:

С Пюхтицкой иконы.
Проповедник Иоанн
Видел образ оный
В сновиденье горних стран.

Спит монах под Лоном,
Под ланиту взяв псалтырь...
Праздновал со звоном
Сретение монастырь.

1 июля 2025 г.

© Викентия Пиритова, Дом Поэта, 01.07.2025
Свидетельство о публикации: A-JH № 588762773

Рецензии   

# 01.07.2025 в 18:33 Пётр Щенников
Пластичность образов здесь восходит к византийской иконописи — с оттенком неосимволизма. Звучание торжественно, но не перегружено; есть лёгкий налёт сновидной литургии. Ритмика ровная, язык точен. Финал особенно выразителен — словно затаённое дыхание.
# 02.07.2025 в 10:25 Сергей Чинаров
Как то вы уж очень...того. Вот меня больше интересует, как глаза простирают длани (ладони). Это уже не символизм - а чего-то покруче. Плещут параллели... тоже не понял. Параллели чего с чем?.

Ну, про монаха, кощунственно использующего псалтырь вместо банальной подушки, я уж и не говорю. Надеюсь, что это просто наговор на Иоанна Кронштадтского.

Да, а как понять:

"С Пюхтицкой иконы
Проповедник Иоанн
Видел образ оный"

Он что, на иконе тоже спал?

А во сне Пресвятая Богородица явилась вовсе не Иоанну Кронштадтскому, а монахине Вирсавии, коей тот передал сей образ перед кончиной. И велела Пресвятая возвратить образ "У источника" в Пюхтицкую обитель.

А в общем написано вполне технично. Но глаза, простирающие ладони, продолжают смущать. Ну и еще пара вопросов. Почему это монах спит, когда монастырь Сретение празднует со звоном?. И под каким-таким Лоном? Неужто прямо под Лоном Пресвятой Богородицы? Прямо там, где до него только Дух Святый побывал?
# 02.07.2025 в 14:45 Викентия Пиритова
Здравствуйте, Сергей! Спасибо большое за критику! В смысле монах с молитвой спит, параллели плещут из параллельного иного мира. Да, люблю символизм и мистицизм в творчестве. Реализма в жизни и так достаточно.
# 02.07.2025 в 16:07 Сергей Чинаров
Здравствуйте, Викентия. Но вот параллельный мир - это как-то вообще не по-христиански, и тем более не по-православному. И то что монах молитву (пусть даже псалтырь будет иносказанием) ПОД ЩЕКУ закладывает - меня тоже не убедило. Молитва к Господу всегда в голове, а не под щекой. В общем, поработать над стихотворением вам стоит. Слог, стиль, язык у вас есть и очень самобытные. А Пресвятая Богородица "У источника" - даже в такой мелкой репродукции просто чудесна. И, конечно, заслуживает стихотворения. Большое произведение искусства. Интересно - кому ее инокини Пюхтицкой обители заказали для подарка Иоанну Кронштадтскому.
# 02.07.2025 в 01:30 Викентия Пиритова
Здравствуйте, Пётр, византийская иконопись же не пластична, а чёткая в твёрдых линиях. Мне очень приятно, что Вам понравилось стихотворение.
# 02.07.2025 в 20:27 Сергей Чинаров
Хороший посыл - окунуться в историю иконописи.

Дом Поэта в соцсетях

vk32 f api i inst tt ya you telegram