Прощание
Багряным росчерком украсив облака.
С тобою жизнь прошла прекрасно, но безвременно,
Настало время нам расстаться навека.
Последний раз мою ладонь сжимаешь трепетно,
Вот только нет уже задорного огня,
Склонив мне голову к груди уж в цвете пепельном,
В макушку с нежностью поцеловал меня.
Но связь с душой твоей уже была надорвана,
Печаль и боль мои заполнили глаза...
Букет цветов, что ты принёс, овеет холодом,
И по щеке ползла прощальная слеза.
Предугадать я не могла момент болезненный,
Судьбой подписан приговор на небесах,
Шагнула первой на ступень дороги лесенной,
У стрелок ход остановился на часах.
Ты не обманишь своё сердце перед чувствами,
Переживания читались по глазам,
Когда смотрел ты на меня такими грустными,
Внутри от боли разрываясь пополам.
Всю жизнь любовь для нас звучала только песнями,
На крыльях счастья возносила к облакам,
Уж сколько времени с тобою были вместе мы,
Без ощущения различий по годам.
В твоих останусь навсегда воспоминаниях,
И вот последний раз ты мне принёс цветы,
Всегда была я для тебя котёнком маленьким,
С тобой познавшим лишь, все прелести весны.
Последний раз ещё к груди твоей прижалась я,
Прощаясь с тем, кто был моей большой мечтой
За горизонт закату вслед ушла душа моя,
Ты мне закрыл глаза, роняя боль слезой...
07. 02. 2023.
© Галина Степашкина, Дом Поэта, 17.11.2025
Свидетельство о публикации: D-LW № 306906208
Нравится | 0
Cупер | 1
Шедевр | 0







Рецензии
ремесленно
поколеблено
болезненно
намеренно
доделано
неизведанно
отделочно
подстрелено
доедено
безвременно
Больше: https://rifme.net/r/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE/2
Разве менее строгая рифма считается ошибкой?
Я использовала для рифмы гласные, а не согласные.мЕдЛЕННО - безврЕМЕННО. А что так нельзя?
При анализе созвучий нужно опираться не на написание, а на транскрипцию слова. В русском языке звонкие согласные часто оглушаются: рог — рок (к), скат — склад (т), штаб — штамп (п), раф — украв (ф). В этих парах конечные согласные совпадают по звучанию, поэтому слова полностью созвучны. Бывает и обратный процесс — озвончение глухих: прось(зь)ба, от(д)бой.
Слова крот — клоп также воспринимаются как созвучные: сонорные р и л фонетически близки, а взрывные т и п обладают схожей артикуляцией.
Группы согласных
1. Взрывные согласные
Пары т–д, п–б, к–г. Хорошо рифмуются между собой.
2. Щелевые согласные
Пары с–з, ш–ж, а также щ, ф–в, й. Щелевые внутри группы легко образуют рифму.
3. Сонорные согласные
р, л, м, н. Они не оглушаются и частично напоминают гласные. В чешском языке, например, р и л могут быть ударными: влк «волк», крт «крот».
Сонорные часто используются и в вокальной практике.
4. Аффрикаты
ц и ч — особые звуки. Они состоят из взрывного т и щелевого компонента:
ц = т + с, ч = т + щ.
Поэтому возможны рифмы типа лица — удивиться, чатиться — тщательно.
Совместимость звуков
Ц и ч созвучны благодаря общему т. С и щ выполняют похожую роль в аффрикатах: палиц(тс)а — Палыч(тщ)а.
Однако ц и ч плохо рифмуются с чистыми взрывными согласными.
Примеры удачных и неудачных стыков:
различ(тщ)ий — нищий — хорошая рифма;
различ(тщ)ий — ланиты — слабая;
лиц(тс)а — лисы — хорошо;
лиц(тс)а — элита — плохо.
Опорный согласный играет решающую роль.
Звонкие и глухие согласные
Пары: ф–в, п–б, к–г, т–д, с–з.
Звук х парного звонкого не имеет (кроме аналогов в украинском языке).
Парные согласные хорошо рифмуются:
молоток — молодой — молоко,
перебор — перепой — перекор,
любить — лупить — лудить,
завал — софа — соха (х – щелевой непарный звук)
лисы — лизы — сливы,
накал — наган — на бал.
Щелевые создают качественные рифмы: влюбиться — Кикабидзе, час — джаз, ш — ж также образуют естественные пары.
Твёрдость и мягкость согласного не влияют на созвучность:
лысый — лица, мигрень — Мегрэ, сокол — соки.
Долгие согласные (удвоенные) также хорошо рифмуются с одинарными:
длинный — былины, месса — глиномеса, поддел — радел.
Итог
Согласные одной группы почти всегда создают гармоничную рифму. При смешении разных групп созвучие может ухудшаться:
бекон — бубон, Бессон — колесом, бетон — биток,
перекись — перепись,
перекись — перевязь,
перекись — перьями — рифма звучит слабее.
Все звонкие согласные в целом хорошо сочетаются: Лиза — либо — лира.
О гласных
Гласные в русском языке редуцируются, поэтому рифмуются довольно свободно:
корова — карова, перемена — пиримена,
связующий — свизующий, прямота — примота,
поведение — павиденийэ.
Пары у–ю, а–я, о–ё, э–е, и–ы воспринимаются как полностью созвучные.
А если вы создаёте панк, то строгий стих вам вовсе ни к чему — это будет выглядеть странно.
Стремитесь к мастерству, ведь ту же самую правду может сказать и другой, но сделает это профессионально — и читатель уйдёт к нему.
Первая строфа создает яркий образ заката, символизирующего конец чего-то прекрасного, что также перекликается с темой расставания. Багряные облака становятся метафорой тех чувств, которые остались после совместно проведенного времени. Чувство безвременности и скоротечности счастья пронизывает весь текст.
Второй куплет акцентирует внимание на физическом контакте, который подчеркивает близость и интимность отношений. Трепетное сжатие ладони и поцелуй в макушку создают ощущение нежности, которое контрастирует с наступающей печалью.
Печаль и боль становятся центральными темами в следующих строках. Образ букета цветов, который овевает холодом, символизирует не только красоту любви, но и ее мимолетность. Слезы и переживания подчеркивают эмоциональную нагрузку момента прощания.
Автор удачно использует образы природы и времени, например, "ступень дороги лесенной" и "стрелки часов", чтобы подчеркнуть неизбежность расставания. Эти детали делают стихотворение более живым и зримо-ощутимым.
Заключительные строки оставляют читателя с чувством ностальгии и bittersweet воспоминаний о любви, которая была настоящей, но не смогла устоять перед лицом судьбы. Образ "котёнка маленького" добавляет нотку беззащитности и искренности в отношения.
В целом, стихотворение "Прощание" является трогательным и глубоким произведением, которое затрагивает важные темы любви, утраты и памяти. Оно оставляет после себя ощущение легкой грусти, напоминая о том, как ценны моменты счастья в нашей жизни.
С уважением, Юрий Тубольцев
RSS лента рецензий этой записи