Теория ритмики. Какие части речи считаются безударными в стихах?

Теория ритмики. Какие части речи считаются безударными в стихах?

В русском стихосложении ударение может “не падать”, то есть не считаться сильной позицией, на определённые части речи — в зависимости от типа стиха и ритма. Обычно это связано с тем, что слова смыслово малозначимые читаются быстрее, слабее и могут попадать на слабые слоги стопы.

Части речи, которые чаще всего оказываются безударными (клитиками):

1. Предлоги
в, на, за, у, по, к, от, с, без, при, над, под…
— почти всегда безударны, примыкают к следующему слову.

2. Союзы
и, а, но, да, или, чтобы…
— в большинстве случаев не несут ударения.

3. Частицы
же, бы, ли, ведь, лишь, лишь бы, даже…
— обычно не под нажимом.

4. Местоимения (особенно личные и краткие формы)
я, ты, он, мы, вы, мне, ему, тебя…
— часто оказываются в слабой позиции, хотя могут получать ударение при логическом акценте.

5. Служебные формы глагола
был, есть, были, бы, же (в конструкциях вроде я бы пошёл)
— легко уходят в безударную зону.


---

Смысл важный:

Ударение "не падает" — это не значит, что этих слов нет с ударением в языке, а то, что в поэтическом ритме они обычно читаются как безударные и не считаются ударными слогами в стопе.

© Вадим Ямпольский, Дом Поэта, 17.11.2025
Свидетельство о публикации: Y-QM № 044721343

Дом Поэта в соцсетях

vk32 f api i inst tt ya you telegram