Новая Форма Вилано-ритурная Сикта
Покрылась голая земля .
Свисти , беснуйся резвым ветром ,
Стань в камертоне нотой " ля ".
И что с того мне хрусталя ???
Спокойствие приходит снегом ...
И в душу в облике заметном
Всё та же белая земля .
Как хороши её наряды !!!
Её приметы , кружева ...,
Блестящих льдинок мириады ,
Снегов волнистых снегопады
И их узорная кайма
И пусть же солнце светит редко ,
А небо пасмурно порой
Висит над самой головой .
В морозной свежести так чётко
И в ней так дышится легко ...
ВИЛЛАНЕЛЬ
Твёрдая стихотворная форма , состоящая из 6 строф ( 5 трёхстиший и
заключительного четверостишия ) , в которой все средние стоки рифмуются
между собой на протяжении всего стиха ; 1-я и 3-я строка , взаимно рифмуясь ,
попеременно заканчивают каждое следующее трёхстишие ; последнюю строфу
заканчивают чаще всего обе повторяющиеся строки , образуя четверостишие
В России каноническую форму Вилланели воспроизвёл В . Брюсов , предприняв
попытки её усложнения ( " Последний спор " , " В старом Париже " ) .
Напев старинной вилланели
Звучит сегодня в Вашу честь
(Мечты мечтами овладели!)
Когда глаза Ваши темнели,
Иных мне слов не произнесть:
"Напев старинной вилланели!"
Пусть долог путь - я близок к цели,
И в звуках, вкрадчивых, как лесть,
Мечты мечтами овладели.
И без вина глаза темнели.
Принёс мне радостную весть
Напев старинной вилланели.
В нём, словно розы, губы рдели,
В нём поцелуев мне не счесть -
Мечты мечтами овладели...
Как хорошо, что в этом теле
И был, и будет он, и есть -
Напев старинной вилланели:
"Мечты мечтами овладели!"
РОНДЕЛЬ
Твёрдая стихотворная форма , популярная во Французской
Поэзии 14-15 веков . По своему строению близка к Триолету . Классический
Рондель состоит из 13 или 14 стихов на 2 рифмы . Первые 2 строки повторяются
как 7-я и 8-я , 1-я строка ( иногда 1-я и 2-я ) завершают стих . Композиционно
Рондель распадается на 3 строфы ( два четверостишия и заключительного пятистишия
или шестистишия ) . В России был менее популярен , чем Рондо и не получил
широкого распространения . К этой форме обращались В . Иванов , И . Северянин .
Как хочется , чтоб снова был апрель ,
И хочется , чтоб снова ты любила .
И много дней и множество недель
Вновь повторяла : " Милый , милый ! "
Пока всех дней кружится карусель
Пою опять , пою я с новой силой
Как хочется , чтоб снова ты любила ."
Как хочется , чтоб снова был апрель .
Пускай поёт об этом мне свирель
Мне голосом той , что меня родила .
А если я умру , чтоб над моей могилой
Раз в год звенела бы моя Рондель !
" Как хочется , чтоб снова был апрель !"
СЕКСТИ`НА
Стихотворение на шесть рифм ( твёрдая форма ) , состоящее из шести строф,
каждая из которых включает по шесть стихов . Каждая новая строфа
повторяет конечные слова предыдущей строфы . Секстина пишется на рифмы ,
употреблённые в первом шестистишии , в последующих 5 окончания строк
повторяются в последовательности 6-1-5-2-4-3 по отношению к предыдущей
строфе - применяется принцип управления рифмой , называемый retrogradatio
cruciata . Завершает секстину трёхстишие , в котором повторяются все её шесть
ключевых слов : Опять , опять звучит в душе моей унылой ? Секстина считается
стихотворной формой поэтов-трубадуров и ведёт своё происхождение от кансоны.
Считается, что секстину изобрёл Арнаут Даниэль . Классическое завершение она
получила в творчестве Данте и Петрарки . В России секстины писали Л. А. Мей ,
В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин.
РУССКАЯ СЕКСТИНА
Опять, опять звучит в душе моей унылой
Знакомый голосок, и девственная тень
Опять передо мной с неотразимой силой
Из мрака прошлого встаёт, как ясный день;
Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!
Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень.
Давни с моей душой сроднилась эта лень,
Как ветер с осенью угрюмой и унылой,
Как взгляд влюблённого с приветным взглядом милой,
Как с бором вековым таинственная тень;
Она гнетёт меня и каждый божий день
Овладевает мной всё с новой, с новой силой.
Порою сердце вдруг забьётся прежней силой;
Порой спадут с души могильный сон и лень;
Сквозь ночи вечныя проглянет светлый день:
Я оживу на миг и песнею унылой
Стараюсь разогнать докучливую тень,
Но краток этот миг, нечаянный и милый…
Куда ж сокрылись вы, дни молодости милой,
Когда кипела жизнь неукротимой силой,
Когда печаль и грусть скользили, словно тень,
По сердцу юному, и тягостная лень
Ещё не гнездилась в душе моей унылой,
И новым красным днём сменялся красный день?
Увы!.. Пришёл и он, тот незабвенный день,
День расставания с былою жизнью милой…
По морю жизни я, усталый и унылый,
Плыву… меня волна неведомою силой
Несёт — бог весть куда, а только плыть мне лень,
И всё вокруг меня — густая мгла и тень.
Зачем же, разогнав привычную мне тень,
Сквозь ночи вечныя проглянул светлый день?
Зачем, когда и жить и чувствовать мне лень,
Опять передо мной явился призрак милый,
И голосок его с неотразимой силой
Опять, опять звучит в душе моей унылой?
Лев Мей
Как видно из приведённых примеров все эти формы интересные , но слишком
муторные ; повторяются одни и те же слова , рифмы ( наслоение ) .
На их основе я и создал эту форму из 18 строк ( более простую и созвучную ).
Я разбил её на 3 шестистишия . В 1-ой строфе- 5 строка рифмуется с 4 -ой ,
а 6 -ая рифмуется с 3-ей .
Вторая строфа начинается с той же рифмы ,
как и в 6-ой строке первой строфы . И в 1-ой и 2-ой строфе как в Секстине
повторяются конечные слова : снегом , земля . В середине второй строфы
трёхстишие , как в Вилланели : как хороши её наряды , её приметы , кружева ! ...
блестящих льдинок мириады и и последующие 2 строки с повторением рифмы :
снегов волнистых снегопады и их узорная кайма .
Завершается эта форма как и в Ронделе ( пятистишие с тем же порядком рифм ) .
Новая Форма по повторяющимся однозвучным рифмам и словам похожа на эти 3 Формы ,
Но отличается от них другим расположением строк и другой структурой построения .
Другие формы созданные мною можно посмотреть здесь : http://stihi.ru/2018/09/22/7480
© Алексей Баталов, Дом Поэта, 22.12.2021
Свидетельство о публикации: D-PT № 331273377
Нравится | 0
Cупер | 0
Шедевр | 0