Разные разности и несуразности

Разные разности и несуразности

Как фамилия няни Пушкина?
(Арина Родионовна Яковлева)
Вопрос о часах
На одной из железнодорожных станций России часы всегда показывают одно и то же время – 6 часов 5 минут. Почему?
(7 ноября 1910 года на станции Астапово в 6 часов 5 минут скончался Л.Н.Толстой.)
Хочется привести несколько цитат из книги Софьи Толстой «Мой муж Лев Толстой». В ней много любопытного и неожиданного.

1.В гениальных людях нет гармонии, и потому они мучают своей неуравновешенностью.

2. Гению надо создать мирную, веселую, удобную обстановку, гения надо накормить, умыть, одеть, надо переписать его произведения бессчетное число раз, надо его любить, не дать поводов к ревности, чтоб он был спокоен, надо вскормить и воспитать бесчисленных детей, которых гений родит, но с которыми ему возиться и скучно и нет времени, так как ему надо общаться с Эпиктетами, Сократами, Буддами и т. п. и надо самому стремиться быть ими. И когда близкие домашнего очага, отдав молодость, силы, красоту – все на служение этих гениев, тогда им упрекают, что они не довольно понимали гениев, а сами гении и спасибо никогда не скажут, что им принесли в жертву не только свою молодую, чистую жизнь материальную, но атрофировали и все душевные и умственные способности, которые не могли ни развиваться, ни питаться за неимением досуга, спокойствия и сил.

3. Живу жизнью семьи, а на дне сердца что-то гложет: сожаление о чем-то, желание музыки, безумное, болезненное.

4. И никто не поймет, что когда я жива, занимаюсь искусством, увлекаюсь музыкой, книгой, людьми, – тогда мой муж несчастлив, тревожен и сердит. Когда же я, как теперь, шью ему блузы, переписываю и тихо, грустно завядаю – он спокоен и счастлив, даже весел. – И вот в чем моя сердечная ломка! Подавить, во имя счастья мужа, все живое в себе, затушить горячий темперамент, заснуть и – не жить, a durer, как выразился Сенека о бессодержательной жизни.

5. И вся жизнь, за редкими исключениями, проходит в желаниях и сожалениях.

6. Не свобода нам, женщинам, нужна, а помощь.

7. Фактически я, конечно, свободна: у меня деньги, лошади, платья – все есть; уложились, села и поехала. Я свободна читать корректуры, покупать яблоки Л.Н., шить платья Саше и блузы мужу, фотографировать его же во всех видах, заказывать обед, вести дела всей семьи, – свободна есть спать, молчать и покоряться. Но я не свободна думать по-своему, любить то и тех, кого и что избрала сама, идти и ехать, где мне интересно и умственно хорошо; не свободна заниматься музыкой, не свободна изгнать из моего дома тех бесчисленных, ненужных, скучных и часто очень дурных людей, а принимать хороших, талантливых, умных и интересных.

8. С годами и развитием я слишком хорошо поняла многое

9. На душе всю осень тоскливо, ни снегу, ни солнца, ни радости жизни – точно спишь тяжелым сном .

10. Хороша русская пословица: «Матушка Сохья, по всему миру сохне, а дома не емши сидят.

11. Бедные девушки, они не знали в молодости, что их ждало в зрелости.

12. Все хочется всем выдумать новое, основанное на эффектах и неожиданности, а содержания настоящего мало.

13. Прожили всю жизнь вместе; всю любовь, всю молодость, – все я отдала Л.Н. Результат нашей жизни, что я боюсь его!

14. За публичным «Я» стоит и другое «Я», которое выбирает, какую роль играть и которое следит за исполнением роли.


20 цитат Льва Толстого, которые откроют его вам с новой стороны

Он был первым, кто отказался от авторского права, был противником государственной системы, а за отклонение религиозных авторитетов РПЦ - отлучен от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал еще никто. Его имя — Лев Толстой.

1. Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это, и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.
2. Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
3. Все приходит к тому, кто умеет ждать.
4. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
5. Сильные люди всегда просты.
6. Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
7. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.
8. Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.
9. У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.
10. Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает.
11. Величайшие истины — самые простые.
12. Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.
13. Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
14. Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.
15. Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.
16. Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся.
17. Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.
18. Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.
19. Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.
20. Одно из самых удивительных заблуждений — что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.


Мера длины

Сегодня длина у нас измеряется в сантиметрах, метрах, километрах. А в старину для определения русской меры длины использовались свои обозначения. В частности, рост было принято обозначать количеством вершков. « Дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, был сложен богатырем и глухонемой от рождения».
Вершок равен примерно 4,5 см.
Но для измерения роста была и бо;льшая длина, равная 71 см. – аршин.
Рост Герасима 195,5 см = 2 аршина и 12 вершков.

1.Будто аршин проглотил – так говорят о человеке, который стоит или сидит неестественно прямо. Дело в том, что аршином называли и линейку для измерения, равную 71 см.
2.Мерить на свой аршин – судить односторонне, со своей точки зрения.
3.За версту видно – на большом расстоянии.
Верста – русская мера длины, равная 1,06 км.
4.Семи пядей во лбу – о большом уме, необыкновенной мудрости
Пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев.
Деньги

Грош –старинная медная монета в 2 коп., а позднее полкопейки.
Грош цена кому-либо или чему-нибудь – никуда не годится, ничего не стоит.
Ни за грош пропал – зря, напрасно.
Полушка – старинная медная монета стоимостью в четверть копейки.
Ни полушки денег – о полном отсутствии денег.
Мера веса

Золотник – старая русская мера веса, равная 4,26 г.
Мал золотник, да дорог (поговорка) – так говорят о чем-либо незначительном с виду, но ценном.
Пуд – 16,38 кг.
Пуд соли съесть с кем-либо – это значит, очень хорошо знать человека, пережить с ним различные жизненные ситуации.
Архаизмы

1. Наморщите свое чело (лоб).
2. Дотроньтесь дланями до ланит (ладонями до щек).
3. Пожмите раменами (плечами).
4. Положите десницу на перси (правую руку на грудь).
5. Поднимите вверх перст (палец).
История выражения

Восьмое чудо света

При виде каких-нибудь грандиозных сооружений мы часто слышим восклицания:
- да это же восьмое чудо света!
Почему восьмое, а не девятое или двадцатое?
А дело в том, что в древнем мире люди лишь семь сооружений считали достойными называться чудом света. (Число семь взято не случайно, оно в древности считалось священным)

Вот эти семь чудес:

1) гробница царя Мавзола, построенная на Галикарнасе;
2) висячие сады, будто бы посаженные легендарной царицей семирамидой, в Вавилоне;
3) храм Артемиды в городе Эфесе (Греция);
4) египетские пирамиды;
5) гигантская статуя Колосса Родосского;
6) изваяние Зевса работы великого Фидия в Олимпии (Греция);
7) маяк на острове Фарос в Александрии.

Немного об ударении

1. Хоть бы раз пУтное нашёл
2. На какой слог падает ударение в слове деньгами?
Литературная норма: деньгАм, деньгАми, о деньгАх. Вариант дЕньгам, дЕньгами, о дЕньгах в словарях рассматривается как допустимый, однако устаревающий.
Ударение на первом слоге сохраняется в поговорке не в дЕньгах счастье, а также в названии пьесы А. Н. Островского «Бешеные деньги»: в «Бешеных дЕньгах» А. Островского.
3. Тогда вам нужен духовнИк, человек, которой будет молиться о спасении вашей души. Я могу быть вашим духовникОм, духовникИ.
4. Девичьей – ударение на первый слог (е). на и – старая форма, встречается в поэзии Блока.


Поле чудес

1. Что слышно от жующего чипсы? Хруст
2. Самый жаркий отсек кухонной плиты. Духовка
3. Кто может пожаловаться на рыболова: «Он на меня наплевал». Червяк
4. Он не ест зверей, объедая их же. Вегетарианец
5. Школьная демобилизация. Выпуск
6. «Художник» по лицу. Гримёр
7. «Одежда» танка. Броня
8. Единственная горная порода, которая не тонет в воде. Пемза
9. Седьмой месяц года. Июнь
10. Дорога для биатлониста. Лыжня
11. Спортивное состязание в скорости и меткости. Биатлон
12. Рыболовная нить. Леска
13. Командный поединок. Матч
14. Чтобы сохранить от скисания ..., бросьте в него цветущую ветку черемухи. Молоко
15. Под него умершему древнему греку ложили монетку, которую забирал суровый старик Харон за перевоз в царство теней. Язык
16. Пылемёт допылесосного периода. Веник
17. Из какого предмета дамского туалета родились современные мужские носки? Чулки
18. Порошок для замешивания теста. Мука
19. Краска для ресниц. Тушь или гуашь?
20. Место размещения войск и компьютерных данных. База
21. Что подают в японских ресторанах вместо хлеба? Рис
22. Какую ягоду используют медики для борьбы со склерозом? Рябина
23. Оконная «открывашка». Форточка
24. Соучастник по танцу. Партнёр или коллега!
25. «Длинноухий» пассажир общественного транспорта, которого контролёр с «волчьим» нюхом распознаёт моментально. Заяц
26. Отпрыск от «брака» баяна с фортепиано. Аккордеон
27. Именно она самая нарядная на свадьбе. Невеста
28. Подходящее место для дружеского поцелуя. Лоб, щека или губы?
29. Украинский город с самым протяжённым подземельем в мире. Одесса
30. Что такое экю? Монета
31. Специя, которая удесятеряет урожай в Стране дураков. Соль
32. Кто такая квакша? Лягушка
33. На их, как говорят, «товарища нет». Вкус и цвет
34. Архимедовское «ура!» Эврика
35. «Сладкий» мастер. Кондитер
36. Зодиакальный баран. Овен
37. «Шоколад» на теле. Загар
38. Античная легенда. Миф
39. Что не требуется тому, что не сломано? Ремонт
40. Седьмая от солнца планета. Уран
41. Пришёл, увидел, побелил. Маляр

42. Страна, стоящая на первом месте в мире по количеству велосипедов. Китай или США?
Что придётся долго держать открытым у стоматолога? Рот
43. Без чего не вытащишь рыбку из пруда (пословица)? 'Груда или удочки?
44. Какую страну считают родиной Чеснока? Индия
45. Какую часть птицы детально исследовал великий Леонардо да Винчи, прежде чем заняться проектированием летательных аппаратов? Крыло
46. Специя, устраивающая «костёр» во рту. Перец
47. Музыка, под которую ходить строем проще, чем танцевать. Марш
48. Фрикаделька по своей форме. Шарик
49. Перед восходом солнца. Рассвет
50. Лунная яма. Кратер
51. Свет с точностью до наоборот. Тьма
52. Туристическая кастрюля. Котелок
53. В его ожидании лучше всего заняться строительством ковчега. Потоп
54. Романтические капли на траве. Роса
55. Сестра «кока-колы» с апельсиновым вкусом. Фанта
56. Пора года, когда дятел лакомится кленовым и берёзовым соком. Весна
57. Что обычно делают с помощью шприца? Укол
58. Носитель вашего имени. Тёзка
59. Энергия из розетки. Ток
60. Птица, попавшая в суп из-за своих дум. Индюк
61. Сколько букв «а» пишется в слове «пароход»? Одна
62. Компания, владеющая телеказино «Что? Где? Когда?». Игра
63. Что теряет тот, которого поймали на обмане? Доверие
64. Лакей - это слуга или швейцар? Слуга
65. Несъедобная часть бублика. Дырка
66. Преградитель на железнодорожном переезде. Шлагбаум
67. Даёт клятву Гиппократа. Врач
68. Жёлтая одежда в наряде Незнайки. Брюки
69. До чего доводят футболиста два горчичника? Изгнание
70. Сказочный герой, катающийся на печи. Емеля
71. Что такое иллюминатор? Окно
72. Водители танка. Экипаж
73. Великий футболист Диего Марадона по национальности. Аргентинец
74. Какая ящерица охотится на кабанов? Варан
75. С каким внутренним органом может случиться несварение? Желудок
76. Пленник Снежной королевы. Кай
77. Чем подводили брови древнеримские модницы? Сажа
78. Медицинское погружение в искусственный сон. Наркоз
79. Водоплавающее «зеркало». Карп
80. В давние времена с его помощью испанки умели вести галантные беседы, не произнося ни слова. Веер
81. Что самое загадочное на знаменитом портрете Моны Лизы кисти великого Леонардо да Винчи: глаза или улыбка!
82. 155. Цитрус, не только усиливающий сопротивляемость нашего организма к инфекциям, но и повышающий эластичность сосудов. Апельсин
83. Какой из грибов для нас опасен, а для лося очень даже целебен? Мухомор
84. На какой картине русского художника Виктора Васнецова запечатлен Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич? Богатыри
85. Музыкальная четвёрка. Квартет
86. Главнокомандующий школы. Директор
87. Он был «одной крови» с целой волчьей стаей. Маугли
88. Молчаливая блокада. Бойкот
89. Что это такое: Чёрное, Мёртвое, Саргассово? Море
90. Игра с доставанием бочонков. Лото
91. Тревожный звон колокола. Набат
92. Низ наоборот. Верх
93. Самая тяжёлая собака. Сенбернар
94. Овощ для приготовления кетчупа. Помидор^
95. Какой предмет помогает вести аукцион в ударных темпах? Молоток
96. Дефектолог по речи. Логопед
97. Говорят, что он дороже денег. Уговор
98. Что светится у включённого телевизора? Экран
99. Цирковой танцор на проволоке. Канатоходец
100. Восточный исполнитель желаний. Джин
101. Последний летний месяц. Август
102. К чему дорога ложка? Обеду
103. Защитная «постройка» на футбольном поле. Стенка
104. Как итальянцы произносят слово «колбаса»? Салями
105. Что поднимают поросята от радости? Визг
106. В нём течёт часто та же кровь, что и в человеке? Клоп или муравей?
107. Школьная аудитория. Класс
108. Какое транспортное средство надо готовить летом? С ан и
109. Сколько можно ухватить соли тремя пальцами? Щепотку
110. Не стоит ждать от неё милости после того, что мы с ней сделали. Природа
111. «Холст» для макияжа. Лицо
112. Окосевший квадрат. Ромб
113. Простейший механизм, столь необходимый для переключения передач в автомобиле. Рычаг
114. Что бывает на «ты» и на «вы»? Обращение
115. Из чего сказочная фея сделала карету для Золушки? Тыква
116. Какая птица откладывает самые крупные яйца? Страус
117. Кусочек молекулы. А том
118. Сеть, чуть не завершившая жизненный путь Золотой рыбки. Невод

119. Какой змее Всевышний прописал очки? Кобра
120. В какой рыбе может отразиться довольное лицо рыбака? Карп зеркальный
121. Животное, чьей силой до сих пор измеряют мощность двигателя. Лошадь
122. Конечность экскаватора. Ковш
123. Что держит в руках богиня правосудия Фемида? Весы
124. Лес повышенной дремучести. Дебри
125. Какой страной когда-то давно правили фараоны? Египет
126. Что позволяет видеть сквозь стены? Окно_
127. Главная «разносчица» информации. Пресса
128. Искусство пинать мяч, не слезая с «железного коня». Мотобол
129. Парикмахерский ветродуй. Фен
130. Что уходит в небо от костра? Дым
131. Пушной зверёк, спящий по 20 часов в сутки. Хорёк
132. Что пчела оставляет «на память» врагу? Жало
133. Недозатопленное дно Мирового океана. Суша
134. Чеховский рассказ, герой которого адресует своё письмо «на деревню дедушке». «Ванька»
135. . Сверхжадность. Алчность
136. Что поднимают с подводной лодки, чтобы посмотреть морскую гладь? Перископ
137. Виноградина с бахчи. Арбуз
138. Что «общего» у пушки с деревом? Ствол
139. Главная река Санкт-Петербурга, Нева
140. Слон в шубе из первобытных времён. Мамонт
141. Футбольный снайпер. Бомбардир
142. Стишок из детских игр. Считалочка
143. Кто из друзей девочки Элли («Волшебник изумрудного города») был набит соломой? Страшила
144. Что должна взять ищейка? След
145. Процесс, избавляющий бурёнок от «молочной начинки». Доение
146. Состязания снежных стрелков. Биатлон
147. Песенный лидер. Хит
148. Отдельная книга собраний сочинений. Том
149. Что просят пристегнуть каждого пассажира самолёта перед взлётом или посадкой? Ремень
150. Конечный пункт для парома. Берег.
151. Что такое гарнитур? Набор
152. Вместе собранные коровы. Стадо
153. Что разбивает все улики в пух и прах? Алиби
154. Командир фантастической субмарины. Немо
155. Обувная возвышенность. Каблук
156. Что способен очень быстро поменять хамелеон? Окраску
157. Горючее ископаемое из болота. Торф
158. Требует доказательства. Теорема
159. Что швырнул в Онежское озеро зодчий Нестор, когда закончил строительство Преображенской церкви в Кижах со словами: «Не было и не будет другой такой». 1"(топор)
160. Какой белый порошок превращает чистую воду в сироп? Сахар
161. Какой зверь за ночь может вырыть стометровый тоннель? Крот
162. Сценическое закрывало. Занавес
163. «Браслеты» застёгиваемые на преступнике. Наручники
164. Вещица для именинника. Подарок
165. «Экстремальный» гормон. Адреналин
166. Любимый музыкальный инструмент у туристов. Гитара
167. Кто у А.Пушкина – медный, а у Майна Рида без головы? Всадник

168. Деревня среднего рода. Село
169. «Коллекционер» неудов. Двоечник
170. Крупнокалиберная ванна. Бассейн
171. Что разбивается на абзацы? Текст
172. Линька дерева. Листопад
173. Спрятались друг в дружке девочки-подружки. Матрешки
174. В отличие от будильника он звонит, когда не надо. Телефон
175. Хозяйка курочки Рябы. Бабка
176. Жительница итальянского города, в котором местные правила уличного движения запрещают проезд трамваев и автобусов по большинству центральных улиц этого города. Венецианка
177. «Буйство» воды в чайнике. Кипение
178. «Тесто» гончара. Глина
179. Что спортсмены метают, а компьютерщики используют для хранения информации? Диск
180. «Сухой паек» для буренки. Сено
181. Помятая картошка. Пюре
182. Страна, где нельзя продать ни одной банки говяжьей тушенки. Индия или Тунис?
183. Спичкин дом. Коробок

184. Девятый месяц года. Сентябрь
185. Чем крупнее и легче …, тем, как правило, он спелее. Арбуз
186. Сколько нужно прожить вместе, чтобы отпраздновать золотую свадьбу? 50 лет
187. Она начинается с голубого ручейка. Река
188. Огнемет в кармане. Зажигалка
189. «Огород под колпаком». Теплица
190. Умение расхвалить свой товар. Реклама
191. Она может учиться как в первом так и во в десятом классе. Школьница
192. Что дают тому в магазине, кто заплатил больше? Сдачу
193. Кто ныряет на работе? Водолаз


Викторина “Застольный этикет”

“Точность не только вежливость королей, но и каждого воспитанного человека”.
• За сколько минут до начала праздника необходимо прийти в гости? (За 5-10 мин.)
• Если Вы опоздали, следует ли объяснять причину опоздания? (Да).
• Если Вам сказали: "Дорогие гости, чувствуйте себя как дома", значит ли это, что Вы можете разгуливать по всей квартире, заходить на кухню, в спальню и т.д. (Нет. Это бестактно).
• За праздничный стол можно садиться после приглашения хозяев, хозяин сам рассаживает гостей. Кто знает, как? (Девушка, парень - чередуя; нельзя рассаживать молодоженов).
• Вас пригласили к столу, как правильно нужно сидеть? (Прямо, не напряженно, слегка опираясь на спинку стула, руки до еды на коленях или подлокотниках, во время еды локти не ставить на стол).
• Байка: в старину, чтобы приучить детей не ставить локти на стол, под руки клали книги, и если книга падала во время еды, то взрослые их наказывали лишением сладкого.
• Знаете ли Вы названия приборов? (Продемонстрировать вилки, ложки, ножи разных размеров).


• Умеете ли Вы правильно пользоваться столовыми приборами? (Нож - в правой руке, вилка - в левой).
• Если Вы хозяин, с какой стороны Вы будете подносить горячие вторые блюда? (С правой).
• А если необходимо, чтобы гости сами взяли что – либо из общего блюда, с какой стороны необходимо поднести, чтобы гостю было удобно? (С левой стороны).
• Какие продукты можно брать руками? (Хлеб, печенье, пирожки, целые фрукты, целые помидоры, огурцы, а так же сахар – рафинад, если не поданы щипцы).
• Какие продукты можно есть только при помощи вилки? (Мягкие продукты: омлет, котлеты, яичницу, каши, запеканку).
• Как правильно употреблять в пищу хлеб? (Отламывать от ломтика небольшими кусочками, пальцами левой руки).
• Если еда прервана, как кладут приборы? (На край тарелки).
• Если еда закончена, как кладут приборы? (Приборы кладут в тарелку параллельно друг другу).
• Как правильно пользоваться ложкой? (Во время еды ложку держат параллельно губам, слегка повернув к себе заостренной частью; пользуясь ложкой, пищу набирают от себя).
• Если вам подали горячие отбивные котлеты, Вы их порежете все сразу, или будете отрезать по одному кусочку? (По одному кусочку).
• При помощи каких приборов едят бисквитные торты и пирожные? (Ложками).
• Как правильно пользоваться полотняной салфеткой? (Перед едой салфетку кладут на колени, сложив вдвое сгибом к себе, губы не вытирают, при отсутствии бумажных салфеток полотняную можно лишь приложить к губам) [2, 5].
Пригласив гостей за стол, хозяйка должна очень кратко представить на столе приготовленные блюда. Например: “Эти пирожки с капустой, а эти с мясом”, “Этот салат с майонезом, а этот с горчичной заправкой”. Угощение не должно предлагаться хозяйкой навязчиво: в случае отказа, вторично блюдо не предлагают.
Если гость, по какой-либо причине, отказывается от блюда, то ему не следует подробно объяснять причину отказа (например, “У меня гастрит, такую колбасу я не ем и т.д.”). Нельзя критиковать блюда приготовленные хозяйкой, необходимо похвалить и поблагодарить ее за приятный вечер и вкусные угощения. А то бывает и так, уплетая за обе щеки, приговаривают: “Недавно были в гостях, вот где кормили, так кормили…!” Конечно, это неправильно. Мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит наш успех и отношение окружающих к нам. Если мы сами будем придерживаться элементарных правил, то вправе ожидать, что и к нам отнесутся не хуже.
III. Исторические сведения “О правилах этикета”
Правила и нормы поведения появились очень давно, вместе с возникновением общества, но менялись по мере его развития. Даже в первобытном обществе выработались определенные нормы, регулирующие общение, распределение пищи, отношения внутри семьи, рода.
Пища – первая жизненная необходимость и поэтому древними и устойчивыми были нормы, регулирующие традиции, связанные с едой.
Вероятно, впервые в России правила поведения за столом были письменно зафиксированы в “Домострое” – литературном произведении середины XVI века, составителем которого был Сильвестр. Описывая сервировку стола, автор подчеркивает: “ковши, перечницы, солонцы, скатерти должны быть чистые…”, “огуречный рассол, сливовый и лимонный должны быть процежены через сито…”, “ключники, повара, хлебники… и всякие стряпчие должны быть чисто одетые”, “яства и питие чисто, без золы и плесени и пригарины…”, “ставя на стол, не плюй, не кашляй и не сморкайся…”, “сразу после еды посуду необходимо мыть и убирать”.
Шли годы, забывались патриархальные традиции, развивались торговые связи с другими странами и жизнь заставляла Великого преобразователя Петра I напомнить о важности соблюдения правил поведения в быту и обществе. Они были сформулированы в замечательном произведении “Юности честное зерцало”. В этом своде правил “хорошего тона” трудно разделить рекомендации по поведению в обществе и за столом в частности.
Так, одним из важнейших правил считается уважение к родителям и к старшим:
1. “В первых наипаче всего должны дети отца и мать в великой чести содержать, шляпу перед ними снимать и в руках держать…; возле их не садиться…, при них в окно всем телом не выглядывать, немного уступя позади оных в стороне стоять, подобно яко паж или слуга”.
“Молодой отрок должен быть бодр, трудолюбив и прилежен…”.
“Во время еды не шалить, ногами не болтать, в шахматы не играть”. [3]
Время идет, но как бы не менялись условия жизни, как бы не были различны национальные традиции, общие правила поведения в обществе и, в частности за столом, все они базируются на вечном принципе – уважение к окружающим.
IV. Сервировка стола
Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи. Сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе. Надо стремиться сервировать стол ежедневно, а не только в праздничные дни. Это поможет выработать в себе привычку есть опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой.
V. Исторические сведения “О происхождении ножа, вилки, ложки, салфетки”
О ноже. Наиболее древние орудия, найденные археологами при раскопках, представляли собой орудия охоты и рыболовства. Среди древнейших орудий важное место занимали кремниевые ножи, служившие одновременно оружием и предметом для разрезания пищи.
Так что нож появился на заре человечества. Сотни тысяч лет потребовалось, чтобы примитивные ножи приобрели ручки, которые затем превратились в бронзовые и железные.
Сначала ножи были в форме кинжалов, но Наполеон в конце XVII века запретил изготовление ножей с острым концом, так как на улицах часто происходили убийства.
Держать на столе кинжалообразные ножи было небезопасно, так как они могли в любую минуту стать боевым оружием. Стоило разгореться страстям за обедом или ужином, и мирная беседа могла перейти в спор, а в этом случае лучше держать острые ножи подальше.
Не зря почтенные рыцари, входя в пиршественную залу, оставляли мечи при входе.
Из грозного орудия охоты и войны ножи превратились в мирные с округленным концом приборы, которыми мы пользуемся в настоящее время.
Со временем выработалось несколько видов столовых ножей. Появились ножи – пилки для того чтобы резать сыр, специальные ножи для извлечения устриц из раковин, широкие ножи для рыбы и т.д. Выработался и особый этикет, регламентировавший правила пользования предметами сервировки, в том числе и ножами.
О вилке. Вилка – это столовый прибор с интересной судьбой. Что и говорить, предмет полезный, но ей не суждено было сыграть важную роль в истории человечества, какую сыграл нож. Поэтому и “додумались” до вилки почти через 5000 лет после изобретения ножа.
Возможно, предшественником вилки был рыболовный трезубец, ставший регалией Посейдона, а может быть, обыкновенные крестьянские вилы.
В XI веке на вилке был один зубец, а с начала XX века - четыре. Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена для византийской принцессы, в начале 70-х годов XI столетия. Оттуда она перекочевала в Италию, затем во Францию. Но и тогда это была исключительная редкость. В XIV веке у французской королевы Жанны де Евре, например, при 64-х ложках была 1 вилка. Она хранила ее в особом футляре. Более широкое применение вилки произошло, когда в моду вошли пышные кружевные воротники. Положить пищу в рот оказалось не возможным, вот и пришлось удлинить руки. Позже пышные воротники вышли из моды, а вилка осталась.
В России вилка вошла в обиход во времена Петра I. Впервые вилкой демонстративно воспользовался Лжедмитрий I, во время бракосочетания с Мариной Мнишек в гранатовой палате Кремля. Это вызвало взрыв справедливого возмущения боярства и духовенства и послужило одним из поводов для подготовки заговора Шуйского. Вилка стала весомым аргументом, доказавшим нерусское происхождение самозванца, поскольку истинным русским инструментом считалась только ложка.
Теперь в нашем обиходе распространены вилки разного типа, они отличаются размером. Самые маленькие, с двумя зубцами, для лимона, с тремя - для сладких блюд, с четырьмя - обеденные и для закусок. Есть еще и специальные рыбные вилки с углублениями для отделения костей от мякоти, вилки – лопатки. Но все эти вилки не так уж нужны в домашнем обиходе. Достаточно иметь 2 - обеденную и закусочную. Многие народы обходятся без вилки, это не только жители слаборазвитых стран, но и народы с такой древней культурой как китайцы, японцы.
О ложке. Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому знают ее давно все народы. Так были изобретены большие ложки – черпаки (половники) и ложки для еды. Форму им придавали различную: полусферическую, овальную, овальную с заостренным концом. Для изготовления ложек применяли разные материалы: дерево, кость, металл и даже керамику.
Когда появились ложки сказать трудно, но, во всяком случае, 2000 лет назад они были уже известны. В Древнем Новгороде были в обиходе различные ложки, украшенные резьбой и росписью. Центром ложечного промысла была Нижегородская губерния. Издревле славилась Русь искусными кузнецами. Умели они ковать и металлические ложки, нередко из серебра, причем, скорее, ради престижа, а не ради удобства. Так, в “Лаврентеевской летописи” (996 г.) рассказывается, как дружинники князя Владимира сетовали на то, что они едят деревянными ложками, словно простой люд, а не серебряными, как князья. Простой же люд пользовался деревянными ложками, и только на Русском Севере были в ходу костяные. Конечно, основная причина распостранения деревянных ложек в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. Сделать такую ложку могли в каждой семье.
Однако были и другие причины. Наши предки любили очень горячую пищу. Подать на стол чуть ли не кипящие щи было делом чести хозяина. Не случайно Екатерина II, приглашая в гости М.В. Ломоносова, сказала ему: “Надеюсь, что щи будут такие же горячие, как были у Вас”. Деревянная ложка губы не обжигала. Конечно, кипящие щи не ели, но черпали их очень горячими и остывали они в ложке. Неумелому человеку, обжегшему губы, говорили, что он “забыл о том, что под носом ветер есть”.
Вторая причина заключалась в том, что дерево – удивительно пластичный материал. В руках умельца деревянная ложка превращалась в подлинное произведение искусства.
Владельцы часто метили ложки своими инициалами, этот обычай с глубокой древности был распостранен на Руси. Строжайшая чистота столовых приборов была непреложным законом в каждой семье. Когда Петр I путешествовал по Европе, принимавших его хозяев удивляло, что он пользовался только своими приборами и постоянно возил с собой ложку, нож и вилку.
Корень слова “ложка” общеславянский, но происхождение его непонятно. Некоторые лингвисты считают, что происходит оно от слова “луг”, “лужок”. Другие полагают, что в основе названия лежит глагол “лизать”, “елозить”.
Так что родословная ложки теряется во тьме веков.
О салфетке. “Салфетка” – слово пришлое. Название это заимствовано из немецкого языка, в который оно перешло из итальянского “салфетта”.
В Древней Греции более 3000 лет назад салфетками служили листы фигового дерева, которыми рабы вытирали губы господ. Затем у древних римлян появились салфетки из асбеста, которые не стирали, а для очистки кидали в огонь. Но позднее они исчезли из обихода и в большинстве Европейских стран салфетки появились в середине XVI века. До этого “салфеткой” служил ломоть хлеба, на худой конец рукав одежды, а потом, когда появилась скатерть, то и ее край. Еще в XVI веке, в руководстве по этикету рекомендовалось использованную ложку вытереть скатертью. Особой популярностью салфетки пользовались в тех странах, где мужчины носили бороды. [3]
В России еще при Петре I салфетки были редкостью и распостранились только в XVIII веке. В начале они предназначались только для избранных почетных гостей. Сейчас салфетка – обязательный элемент сервировки стола. Они могут быть различных размеров, но должны быть квадратной формы, слегка подкрахмалены. Существует много способов складывания салфеток, но во всех случаях необходимо придерживаться правил:
• как можно меньше касаться салфетки руками;
• выбирать такую форму, чтобы гость мог легко и быстро ее развернуть;
• все салфетки складывать одинаково.
Для обычного завтрака или обеда салфетки складывать просто: вчетверо, треугольником, трубочкой.

Список литературы
1. Григорьева Т. Как красиво накрыть стол. – М.: “АСТ- Пресс”,1996.
2. Тарасова А.П. Домоводство и обучающий труд. – Спб.: “Мим – Экспресс”, 1996.
3. Энциклопедия гурмана. – Спб.: “Фламинго”, 1996.
4. Энциклопедия народной мудрости. – Спб.: “ТОО РЕСПЕКС”, 1997.
5. Энциклопедия семейной жизни. Все для женщин. – Донецк

Книга рекордов Гиннеcса 2003 год
КНИГИ И ЖУРНАЛЫ

САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ АВТОР
Агата Кристи (Великобритания) - самый популярный автор художественной литературы, чьи 78 детективных романов переведены на 44 языка и распроданы общим тиражом 2 млрд экз. Агата Кристи написала также 19 пьес и 6 любовных романов (под псевдонимом Мэри Уэстмэкотт). Ежегодно ее авторский гонорар составляет около $4 млн.

БЕСТСЕЛЛЕР - НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Самая продаваемая и наиболее широко распространенная книга - это Библия. С 1815 г. ее совокупный тираж составил 2,5 млрд экз. Некоторые из ее фрагментов переведены на 2123 языка. Запись Библии на компакт-диске ("Кинг Джеймс Байбл") - самая большая среди "говорящих книг". Она создавалась в течение 7 лет и состоит из 78 дисков общей продолжительностью звучания 88ч. 147 актеров из "Ройял Шекспир Компани" (Великобритания) и "Би-Би-Си Репертори Компани" (Великобритания) "начитали" 1600 км пленки.

САМЫЙ ПЛОДОВИТЫЙ РОМАНИСТ
Бразильский писатель Жозе Карлуш Риоки де Альпоим Инуэ опубликовал с июня 1986 г. по август 1996 г. 1058 романов. Он пишет вестерны, научную фантастику и триллеры.

САМЫЙ МОЛОДОЙ СОЗДАТЕЛЬ СЕРИЙ РОМАНОВ
Рэнди Нейл (Ливан) выпустил свою первую книгу "Месть" в июле 1998 г., когда ему было 12 лет. Вторую книгу из своего детективного цикла "Архивы Ястреба" "Зеркальный образ" он написал в 13, а издал в 14 лет в феврале 2000 г.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ АВАНС ЗА КНИГУ
В 1992 г. Беркли Патнэм купил за $14 млн права на издание в Северной Америке книги "Без жалости", шпионского триллера Томаса Клэнси (США), автора книг "Игры патриотов" и "Охота за "Красным Октябрем"". Это самый большой аванс за книгу.

САМЫЙ ДЛИННЫЙ РОМАН
Роман "В поисках утраченного времени" Марселя Пруста (Франция) насчитывает 13 томов, около 9 609 000 слов (вместе с письмами и отрывками). Первый том его шедевра был опубликован в 1912 г. Последние 6 томов - после его смерти в 1922 г.

САМАЯ ДЛИННАЯ БИОГРАФИЯ
Самой длинной биографией является жизнеописание сэра Уинстона Черчилля, написанное его сыном Рэндальфом совместно с историком Мартином Гилбертом (Великобритания). На сегодняшний день она включает в себя 8 основных и 16 дополнительных томов, что составляет около 10 млн. слов.

САМАЯ КРУПНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ
Международная Дублинская литературная премия за лучший роман составляет 100 000 ирландских фунтов ($130 900). Претендентов на премию выдвигают публичные библиотеки крупных городов по всему миру. В 2000 г. ее получил Никола Баркер (Великобритания) за роман "Настежь".

САМЫЙ СТАРЫЙ РОМАН
Роман "Повесть о любви Херея и Каллирои" был написан древнегреческим писателем Харитоном около 100 г. н. э. и является самым древним известным нам романом. Он повествует о приключениях красавицы Каллирои. Из древнеримских романов до нас дошел целиком только "Золотой осел" Апулея (известный также как "Метаморфозы").

КНИГА, КОТОРАЯ ПРОДАВАЛАСЬ ДОЛЬШЕ ДРУГИХ
"Новый Завет", переведенный Дэвидом Уилкинсом с коптского языка на латинский, не могли распродать очень долго. Оксфордская университетская типография выпустила его в 1716г. тиражом в 500 экз. В среднем 1 экз. продавался каждые 20 недель, а весь тираж был распродан за 191 год.

САМАЯ БОЛЬШАЯ КНИГА
"Суперкнига" объемом в 300 страниц имеет размеры 2,74x3,07 м, весит 252,6 кг. Она напечатана в Денвере (Колорадо, США) в 1976 г. Ее переплет в 122 раза больше переплета книги, которую вы читаете сейчас.

САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ КНИГА
Размеры самой маленькой в мире книги - 1 мм2. Это детская сказка "Старый король Коль". Она была выпущена в марте 1985 г. тиражом 85 экз. издательством "Глениффер пресс" (Великобритания). Страницы в ней можно перелистывать только при помощи иглы.

САМАЯ МАССОВАЯ ВСТРЕЧА С ЧИТАТЕЛЯМИ
Д. К. Роулинг (Великобритания) была одним из трех писателей, которые чи-тали свои произведения на встрече с 20 246 читателями. Встреча проходила на стадионе "Под куполом" в Торонто (Канада) как часть Международного фестиваля писателей, проводимого "Харборфронт-центром". Писательница читала отрывок из книги -"Гарри Поттер и огненный кубок". Канадский писатель Кеннет Оппель читал отрывок из своего романа "Серебряное крыло", а его соотечественник Тим Уайнн-Джонс - из книги "Мальчик в горящем доме".

ВЕСЬ ТИРАЖ РАСПРОДАН
Казуко Хосоки (Япония) - самый продаваемый автор книг о гадании. Суммарный тираж ее 81 книги составил 34 млн экз. Свою первую книгу она опубликовала в мае 1982 г.
Ма сегодняшний день на звание самого продаваемого романа претендуют 3 произведения. Однако выявить абсолютного победителя не представляется возможным из-за отсутствия точных данных по продажам. 3 романа были проданы тиражом около 30 млн каждый: Харпер Ли "Убить пересмешника" (1960), Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" (1936) и Жаклин Сьюзан "Долина кукол" (1966) (все - США). 6,8 млн экз. последнего романа были проданы за первые 6 месяцев, но сегодня он не переиздается.

ОТ КОРКИ ДО КОРКИ
Самый массивный номер выпустила газета "Нью-Йорк Санди Тайме" 14 сентября 1987 г. Он весил более 5,4 кг и содержал 1612 статей. В среднем тираж каждого номера этой газеты составляет 1 650 000 экз.
Самая объемная газета вышла 19 декабря 1997 г. Это была бразильская ежедневная газета "Диарио офисиаль да Уньяо", которая насчитывала 2112 страниц и весила 5,27 кг.
Самая старая из существующих еженедельных газет - это шведское официальное издание "Пост ох инрикс тиднингар", основанное в 1645 г. Шведской королевской академией. В 1766 г. Швеция стала первой страной, которая издала закон, гарантирующий свободу прессы.

САМАЯ ДОЛГАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
В 1668 г. полковник Роберт Уолпол взял в библиотеке колледжа Сидни Сассекс (Кембридж, Великобритания) немецкую биографию архиепископа Бременского, напечатанную в 1609 г. Профессор Джон Пламб обнаружил эту книгу 288 лет спустя в библиотеке, принадлежавшей маркизе Холмонделийской в Хоугтон-холле (Норфолк, Великобритания). Когда профессор
вернул книгу, штраф на него решили не налагать.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ТИРАЖ ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ РОМАНА
Первое издание книги Д. К. Роулинг "Гарри Поттер и огненный кубок", четвертой из популярнейшей серии, вышло тиражом 4,8 млн экз., из которых 3,8 млн напечатано в США (в 40 раз больше, чем средний бестселлер) и 1 млн в Великобритании.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Самая большая энциклопедия - это "Арабская законодательная энциклопедия", составленная Мохаммедом Абу Бекером бен Юнисом (Греция). Суммарный объем ее 200 томов -164 000 страниц, а вес - 420 кг. Энциклопедия содержит законы всех арабских стран. Ее общее оглавление напечатано в 6 дополнительных томах.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ МАНУСКРИПТ
"Юнли дадянь" - энциклопедия, составленная под руководством Юн Ли, императора династии Мин. 11 095 томов, которые написали 147 китайских ученых, содержали 22 937 рукописных главы (сохранилось 370). Впоследствии, между 1403-1408 гг., над переработкой этих глав работали еще 3000 ученых.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ СЛОВАРЬ
"Deutsches Worterbuch" (или "Словарь немецкого языка") был начат в 1854 г. братьями Якобом и Вильгельмом Гримм, более известными своим собранием волшебных сказок, а завершен в 1971 г. Он состоит из 34 519 страниц, собранных в 33 тома. Его стоимость равна цене выделенной линии Интернета,-около $1695.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ СЛОВАРЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Второе издание Оксфордского словаря английского языка (1989) содержит 21 543 страницы в 20 томах, где расположены 231 000 словарных статей. Самая большая статья посвящена глаголу "set", в ней свыше 60 000 слов. В 1993 г. начат выпуск дополнительных томов, в которых около 4000 новых словарных статей. Словарь выпускается на CD-ROM.

САМАЯ БОЛЬШАЯ РАЗДАЧА АВТОГРАФОВ
3 декабря 1999 г. 60 авторов издательства "Цитрон пресс" раздавали автографы в лондонском "Бизнес дизайн центр". Всего за 2 ч. было подписано 1200 книг.

САМЫЙ СТАРЫЙ ЖУРНАЛ
Старейший из издающихся журналов -"Философские труды Королевского общества", впервые увидел свет 6 марта 1665 г. Известность Исаака Ньютона как ученого началась с публикации 17 статей в этом журнале. Автором "Философских трудов..." был и Чарльз Дарвин.

САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ЖУРНАЛ
Номер журнала "Брайдес" за февраль-март 1999 г. весил 1,952 кг. В нем было 1242 страницы, включая 1065 страниц рекламы. Этот гигант продавался по цене обычного журнала.

САМЫЙ ДОРОГОЙ ЖУРНАЛ
Журнал "Визионер" (США), основанный Стефаном Ганом, Сесилией Дин и Джеймсом Калианом, оценивался в $100 за номер, однако на черном рынке его цена доходила до $5000. Каждый номер отличался форматом и темой, но основными были мода, фотография и искусство, при полном отсутствии рекламы. Этот журнал всегда поражал обложкой, для которой использовались необычные материалы, а некоторые номера журнала к тому же упаковывали в футляр из драгоценных металлов.

ВСЕ БЕЗ УМА ОТ ПОТТЕРА!
Первые 3 книги эпопеи о Гарри Поттере писательницы Д. К. Роулинг установили рекордные показатели продаж за год среди книжных серий. В 1999 г. их тираж в США превысил 18, 5 млн экз., а в Великобритании и в странах Содружества - свыше 4,5 млн экз. Роулинг является первым автором, чьи книги в течение 1 6 недель занимали 3 места из 4 в списке бестселлеров "Нью-Йорк Тайме". 4-я книга серии, "Гарри Поттер и огненный кубок", установила рекорд тиража для первого издания - 5,3 млн экз.


Ирина Грипич
"Язычество и христианство"

Данной статьей у меня нет намерения оскорбить чувства верующих, размещаю с ознакомительной целью

После насильственной христианизации славянское язычество никогда не умирало, несмотря на самые жестокие гонения. За всё время существования христианства на Руси, церковью издавались различные "Поучения против язычества", которые проводились в жизнь. Волхвов и тех кто противился христианизации физически уничтожали, не жалея ни детей, ни женщин. Были уничтожены и сожжены целые поселения. О какой духовности ,терпимости или человеколюбии "жизни во Христе " может идти речь? Это геноцид русского народа. Нам так долго внушали, что наши предки - жестокие варвары ,а вера наших предков -нечто глупое не имеющее право на существование, что мы сами в это поверили и теперь уже яростно защищаем навязанное мышление . Церковь сурово расправлялась со своими противниками и требовала того же от государственной власти. Hовгородского обрезанного архиерея Луку Жидяту, жившего в XI веке, летописец называет "звереядивым". "Сей мучитель, - говорит летописец, - резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных язычников распинал и подвергал мучениям". Церковных противников и их семьи нещадно истребляли , но всё тщетно. Всё тщетно потому, что язычество продолжало и продолжает жить в наших душах, в наших обычаях.
Доказательства? Сколько угодно. Спросите себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, в него сначала впускают кота? А литература? А заговоры? А почему стучим по дереву дабы не сглазить? А народные праздники и игры? Возьмите любую приключенческую книгу или компьютерную игру. Какие там персонажи чаще упоминаются? Христианские или языческие? Возьмите любой народный заговор, народный фольклор, народные сказки. Там что, кишмя кишат христианские "святые" или там всё-таки чаще упоминается сама матушка-Природа? Это уже очень о многом говорит. И кто-то после этого говорит, что язычество не органично людям? А христианские храмы строили на местах сожженных, славянских капищ, осознавая, что Русы не зря использовали именно Это место, место некой Силы . За тысячу лет господства на Руси христианство мало чего добилось в душах людей. Это неспособность чуждой веры сохраниться в душах людей.
Единственная "польза" от привозного христианства - это нынешнее плачевное состояние русского народа, ослабление русского духа .Не пора ли задать себе вопрос ,приносит ли эта малопонятная, библейская "культура " радость в наши светлые, славянские души?
О чём мы думаем стоя в раболепном поклоне перед чуждыми иконами , слушая невнятное бормотание попов? Живём в каком -то вечном страхе с чувством пожизненной вины и неполноценности.
Все знакомые с детства обычаи как раз оттуда, из глубины языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире коренится наше мировоззрение, его ничем не вытравить. Славянское Родноверие живет в нашем подсознании , и иногда забытыми ,но такими родными образами ,непонятными и смутными ощущениями напоминает о себе. Сколько времени будет существовать язычество - столько времени оно и будет выстраивать отношения со своими Старшими Силами. В языческом обращении к родовому началу, стремящемуся к самопознанию , содержится вечный потенциал. Наступает наше время - это время первых проблесков зари славянского возрождения. Не дать им погаснуть и обратиться в ничто - наша задача. Задача всех, кто идет по зову родовой памяти.
При посвящении Христу (крещение) ребёнок отнимается от родителей и передается новым родителям (крестным). Он заново ”рождается”. Духовными воспитателями становятся церковь и крёстные. Собственные родители признаются всего лишь животными, давшими греховное тело, которое церковь наделит душой.
Собственное сознание, Пращуры, история, Родина, свой народ, свои традиции - становятся пустыми, не имеющими цены. Еврейская библейско-талмудическая литература, насильственным путём, многие сотни лет делает из наших душ паству рабов. Избранным - разделяй и властвуй, остальным -послушание и смирение .Удобная форма управления, не так ли?
Не бойтесь радоваться жизни. Да, она трудна и порою трудности заставляют опускать руки. Но в конечном счёте они нас закаляют, делают сильными. Мы рождены не для страданий и поклонений чужому, еврейскому Богу. Мы рождены для созидания и радости , для любви ,найти своё предназначение и осознанно, по своей воле ,вершить свою судьбу.
На кресте убили христианского Бога. Этот символ показывает богоубийство. Крест с Христом - это символ богоубийства. Христос - это символ кровавой жертвы, где в жертву был принесён человек (или ”богочеловек”). А ведь убили центральную фигуру христианства - Иисуса Христа. Тот, кто носит на себе распятие, носит на себе процесс убийства и мучительства своего Бога. Как же можно носить христианский крест, понимая его смысл? Не лучше ли носить наши родные обереги и символы (информацию легко можно найти) ,которые станут защитой лучше, чем заморский Бог.
Что представляет собой христианское крещение? (Информация на эту тему весьма доступная ) Открываем журнал ”Православная беседа” брошюру ”О таинстве крещения”, выпущенной православным издательством ”Благовест” . ”…И кто крестился, тот во Христе получил ту чудную одежду, которая покрывает в человеке всё низменное и постыдное”. Заметьте, даётся установка на то, что в человеке содержится только низменное и постыдное и даже эта "чудная одежда" не избавляет от этого, а всего лишь покрывает. Занятное дело. ”…человек естественно рождается грешником и виновным пред правосудием божьим”. Здорово, да? Человек только что родился - а уже грешен. Основная задача церкви - это пробудить в человеке чувство вины. Заставить его молиться и каяться непонятно за что и зачем. Держать его в страхе (это самое главное). А сам процесс крещения? Поп во время обряда произносит следующие словеса: ”…Да знаменается свет лица твоего на РАБЕ твоём…”. Короче говоря, главная цель крещения - поиметь очередного раба ( уж простите) : ”… но престол Бога и агнца будет в нём, и рабы его будут служить ему” (Откр., 22:3). Именно служить. Освящение воды. Кисточкой с освящённым елеем священник освящает воду. Потом поп говорит: ”Помазуется РАБ божий (имя) елеем радования во имя отца и сына и святаго духа”. Мажутся лоб, грудь, уши, руки и ноги. При помазании лба и груди подготавливаются к закрытию (отключаются от природных сил) соответствующие энергетические центры (чакры). Все эти обряды имеют мистические цели и придуманы не просто так. Самый главный момент - окунание в воду младенца со словами: ”Крещается РАБ божий (имя) во имя отца. И сына. И святаго духа”. Потом надевается белая крестильная рубашка и крест. Далее идут следующие словеса: ”Облачается РАБ божий во имя отца, сына и святаго духа”. Следующий этап: миропомазание. Мира - специальный состав из различных ароматных масел, цветов и виноградного вина. Оно совершается сразу после крещения, и человек получает ”дары святого духа”. С помощью мира (которым, кстати, мажут покойников) печати крестообразно накладываются на лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Печатями закрываются окончательно предыдущие два энергетических центра, и накладываются своеобразные ”фильтры” на органы восприятия информации.
Если человек крестился в сознательном возрасте, то вкупе с ментальной установкой, энергетически эти печати препятствуют правильному восприятию информации нежелательной для церкви. Затем поп губкой смазывает следы мира, а потом ножницами срезает крестообразно несколько волос на голове ребенка (на затылке, у лба, с правой и левой стороны головы). Потом волосы закатывают в кусочек воска, и опускают его в купель. Таким образом, энергетический центр на затылке привязывается к христианскому эгрегору. Все это происходит со словами: ”Постригаем РАБА божия (имя) во имя отца и сына и святаго духа”. Наконец, воцерковление. Священник читает молитвы, потом вводит (или вносит младенца) в храм и подносит к царским вратам, произнося: ”Воцерковляется РАБ божий во имя отца и сына и святаго духа”. Поп читает молитву: ”Ныне отпущаеши РАБА твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром: яко видеста очи мои спасение твоё, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей твоих Израиля” (опять жидопоклонение). После всего этого все присутствующие целуют мёртвого Христа на кресте (невзирая на антисанитарию подобного деяния). Всё, человек становится ”рабом божьим”, вливается в христово стадо. Становится идеологически управляемым. К этому ещё прибавляется энергетическая зависимость, в которую ставится человек во время обряда христианского крещения. Русская почва постоянно растворяет в себе чуждые ей элементы. Христианство стало одним из искусственных ядохимикатов. Десять веков оно стремилось, как можно глубже проникнуть в народный организм. Выжить язычество, Род, народ, традиции, унизить и оскопить дух славянского народа. У христианства есть братья-паразиты: коммунизм и демократия. Мы с удивительной упорностью растворяем в себе весь маразм, который только можно выдумать. Вчера - это был коммунизм. Сегодня - это "американская культура".
Интересно пишет Владимир Авдеев в главе 32 своей книги "Преодоление христианства": "Россия обладает врожденной мистической способностью терпеливо искать по всему свету заразные идеи, приставлять их к своему обнаженному телу, страдать, харкать кровью, биться в агонии, а затем из последних сил отторгать вместе с живой тканью раковые клетки вредных учений, показывая тем самым всему миру, что идеи эти опасны, как никакие другие. Поразительная способность у России: на время заболевания идейной хворью придавать той человеческое лицо. От зоологических извращений ветхого завета до потрясающей иконописи и восторженного духовного песнопения. От подстрекательских уставов коммунистических партий до революционного энтузиазма и интернационального долга. Мистическая способность притягивать к себе все силы Зла, как физические, так и духовные, и топить их в своей теплой крови. Может пришло время задуматься ,стоит ли работать на ниве классической русской идеи с инородным Христом во чреве. Отсюда и весь бунт, как всегда, "бессмысленный и беспощадный".
Жизнеспособность любого народа зависит только от его памяти, все остальное - малозначительная ерунда. Тот, кто забывает свое происхождение, неминуемо вымирает. Чтобы тренировать память народа, существует его религия. Всё остальное - выдумки тех, кто вокруг неё кормится. Является неопровержимым, бесспорно доказанным фактом, что ни одна нация, ни один народ не поднимались с колен и не взбирались с гордостью на пьедестал мировой исторической значимости с помощью привозных заморских Богов. Неважно - старых, давно забытых и вдруг призванных или выдуманных впервые. Но только с верой в своих природных , естественных и умозрительных Богов происходил любой великий национальный подъём.
Только свой Бог, неважно - зовущий к простой радости или возвышенному просветлению, но только родной. Неважно - Единый или один из пантеона, только он даёт удачу, силы, значимость, счастье. Наши славянские Боги - наши прародители. Кто, как не родители, любят своих детей .Когда нация стремится поработить другую, то свой самый сокрушительный удар она обрушивает именно на чужого Бога ,как на оплот нравственных и жизненных сил врага. В связи с этим мало-мальски серьезные разговоры о русском национальном возрождении во главе с Христом являются бредом сумасшедшего или злоумышленной, осознанной ложью. Не нужно быть Третьим Римом или Вторым Израилем ,достаточно быть Единым Славянским Народом, который чтит свою родную культуру, родной язык.
За многие столетия чужеземная вера так прочно обосновалась в нашем сознании, что для многих стала единственной опорой в жизни ,той соломинкой за которую держится доверчивая душа ,тем самым доказывая ,что наш народ всегда стремился к духовному развитию, познанию высших сил. Стремился наполнить свою душу, тем светлым чувством, которому каждому из нас даёт вера.


"Что такое Библия?"
Юрий Иванович Шмаков
В настоящем эссе рассмотрим религии, с помощью которых Люцифер осуществляет свою власть на нашей планете. Начнем с ответа на вопрос - Что такое Библия? Так как именно Библия лежит в основании этих религий. Ниже приводится понравившийся мне ответ на этот вопрос - http//www uznai-pravdu.com/viewtopic.php?f=8@t=311 .

Непонимание сути Библии доходит до того, что христиане не способны ответить на самые элементарные вопросы по структуре этой книги.
Для демонстрации задаю 4 вопроса:
1. Сколько религий задаёт Библия?
2. Как они называются?
3. Чем они в принципе отличаются друг от друга?
4. Почему эти абсолютно разные религии находятся в одной книге?
Даже на первые два вопроса Вы чаще всего услышите неправильный ответ.Все канонические религиозные книги обычно задают одну религию:
Авеста задаёт один Зороастризм,
Веды задают один Ведизм.
Обычному христианину мерещится, что Библия задаёт одну религию.
Это не так. Библия задаёт две религии:
Иудаизм (это Ветхий Завет) и Христианство (Новый Завет).
Это две совершенно разные религии. По своему объёму Христианство почти в 4 раза меньше Иудаизма.
На третий вопрос Вы никогда не услышите правильного и полного ответа.
На четвёртый вопрос правильно не ответит никто из верующих. А в нём вся суть Библии. Действительно, почему же иудаизм и христианство, - две совершенно противоположные по системе ценностей религии, - находятся в одной святой книге. Как они могут уживаться в едином каноне?
На самом деле ответ очень прост.
Библия - это целостная книга и она задаёт одну единую систему.
Библия - это глобальный проект построения мирового рабовладельческого строя.
Во всяком рабовладельческом строе есть два главных класса:
класс рабовладельцев и класс рабов.
Иудаизм - это религия для рабовладельцев (евреев).
Христианство - это религия для рабов (неевреев).
Иудаизм и христианство формируют два противоположных психотипа.
Иудаизм формирует психотип рабовладельца,
Христианство формирует психотип раба.
Именно поэтому во всех христианских странах у власти находятся евреи.
Иудаизм говорит : «Ты богоизбранный человек. Все остальные - это животные с человеческими лицами. Ты должен быть хозяином жизни. Ты должен управлять другими людьми. Вся собственность гоев - это твоя собственность, которая находится у них временно».
Поэтому евреи имеют боевое состояние духа и идут в банки, финансовые компании, коммерческие структуры, в крупные государственные чиновники, в СМИ, на телевидение, в руководители, в управленцы и т. д.
Христианство же учит христианина прямо противоположному: «Ты раб божий. Ты человек маленький. На всё воля божья. Всякая власть от бога.
Ты грешник. Смири гордыню. Смирись, терпи, страдай и мучайся. Если будешь своевольничать, то на том свете попадёшь в ад...» и т. д.
В древние времена раб, закованный в кандалы, был неизмеримо свободнее современного человека - раба, которому кандалы внедрили в саму голову.
В принципе христианство - это самая примитивная дурилка, рассчитанная на самые слабоумные и слабовольные слои населения, на тупую и безмозглую человеческую биомассу, которую надо превратить в двуногую рабочую скотину.
Христианство – отвергает все Национальные Духовные Ценности всех народов кроме иудейского, который единственный из всех объявляется «Богоизбранным» народом. Христианство – есть иудаизм для «гоев» (не иудеев).
Христианство – основано на идее «первородного греха» и идее необходимости «спасения» души, а также на отвержении Мира как «падшего», «проклятого» иудейским Богом. В сущности, все христианство покоится на искусственно раздуваемом чувстве вины человека перед Богом. Но стоит отринуть эту идею, как вся многовековая христианская ложь развеется как утренний туман при свете дневного Солнца.
Иудаизм - это тоже дурилка, но посложнее. Библейский иудаизм рассчитан уже на управленцев, нижних уровней. Иудаизм существует не только в библейском варианте. Ядром Ветхого Завета Библии (библейского иудаизма) является Тора или Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Библейская Тора несколько отличается от иудаистской Торы, она немного адаптирована, из неё убраны наиболее зверские моменты, хотя звериная суть иудаизма всё равно осталась.
Библия в Ветхом Завете постоянно пропагандирует еврейское мировое господство и еврейский паразитизм.
Евреи скармливают другим народам отравленную идею интернационализма, чтобы разрушить у других народов расовое и национальное самосознание, национальную и расовую религию, историю, культуру, традиции, науку, этику. Они предлагают на выбор отравленные интернациональные блюда: христианство, ислам, коммунизм.
Не бывает людей вне национальности, не может человек сформироваться вне национальности. Ни в Библии, ни в Евангелии нет никакой общечеловеческой истории.
Это конкретная история еврейского народа. Там нет никаких упоминаний ни о русских, ни о татарах, ни о грузинах, ни о китайцах.
В Библии, в разделе "ВТОРОЗАКОНИЕ" (второе вымышленное название - "Пятая книга Моисея") черным по белому многомиллионным тиражом разжигается национальная и религиозная вражда. Например: глава 4, подзаголовок "Израиль - избранный народ" - эта фраза говорит о богоизбранности израильтян (евреев) и превосходстве над другими нациями, т.е. нами, не евреями.
Откройте Библию (100% персонажей евреи) на любой странице написано: «Бог евреев, Бог евреев, Бог Израилев, Бог Авраамов, Бог Исаака, Бог Иакова и т. д.». Друзья мои - это не наш Бог. Христианский бог - это не общечеловеческий бог, это - только еврейский бог.

То, что Библия является глобальным проектом построения мирового рабовладельческого строя, подтверждается авраамическими религиями, в основе которых лежит Ветхий Завет. В Иудаизме, Христианстве и Исламе верующих называют рабами Божьими. Объясняется это тем, что Люцифер творил своих "людей" из "праха земного", он не был их Отцом, он сотворил их как своих рабов. В то время, как Бог (Всевышний) творил людей "по образу и подобию Божию". Сотворенные им люди являются его детьми. Первая ипостась Всевышнего - Бог Род. Мы русы внуки Даждьбога. Кстати, как пишут авторы Книги Урантии, Иисус Христос называл людей детьми Божьими. Это подтверждает то, что христианская религия была создана через много лет после распятия Иисуса Христа и один из ее главных создателей иудей Саул (Павел), осуществлявший по заданию Синедриона казни последователей Христа, родился, по разным источникам, через 5 - 20 лет после распятия Христа.
Библия играет во временной реальности Люцифера ту же роль, что Веды в Реальности Всевышнего. Она является тем, что формирует с помощью религий эту реальность на нашей планете.

Журнал "Наука и жизнь", №11,2001.

Гипотезы, предположения, факты

Н. БОГДАНОВ
Е. КАЛИКИНСКАЯ

ЗАГАДКА МОЗГА ТУРГЕНЕВА

На рубеже XIX и ХХ веков ученые-физиологи пытались разгадать тайны гениальности, изучая мозг великих людей - измеряя объем, взвешивая, подсчитывая число извилин. Так выяснилось, что среди гениальных личностей самым большим мозгом обладал Иван Сергеевич Тургенев: его мозг весил 2012 граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса. Чем же отличался великий писатель от других выдающихся людей. Эта загадка мучила исследователей много лет. И лишь сегодня появилась гипотеза, приближающая нас к разгадке. Возможно, большой вес мозга "застраховал" писателя от эпилепсии, к которой он был генетически предрасположен.
БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ?
Известно, что чем больше мозг животного, тем выше его нервная организация, интеллектуальные способности. Можно ли применить эти закономерности к человеку? Ведь разница в весе мозга у разных людей может достигать полутора килограммов. Ответа на этот вопрос до сих пор нет. Измерение веса мозга гениальных людей дало очень противоречивые результаты: среди великих были люди как с очень большим, так и с очень маленьким мозгом: например, мозг Анатоля Франса почти на килограмм легче тургеневского. Он даже легче среднего мозга представителей мужского пола - 1390 граммов. Но разве можно утверждать, что Тургенев пишет в два раза лучше Франса? У женщин мозг в среднем на 100 граммов легче мужского. Нельзя же из этого делать вывод, что женщины немного глупее мужчин! А самым большим мозгом - 2222 грамма - обладал человек, ничем не выдающийся.

Казалось бы, больше мозг - больше и нервных клеток, которые могут выполнять более сложные задачи. Но нервные клетки работают не по отдельности, а в клеточных ансамблях с определенной иерархической структурой. Так что прямой зависимости между количеством нейронов и умственными способностями нет.

Часть исследователей попробовала предложить для оценки гениальности другой параметр - число борозд и извилин на поверхности коры головного мозга. Когда изучили мозг с этой точки зрения, то оказалось, что, действительно, у гениальных людей он рельефнее и извилин на нем больше. У Маяковского, например, в отделе мозга, отвечающем за зрительные образы, - так называемой зрительной коре извилин было существенно больше, чем у обычного среднего человека.

Но почему же все-таки у Тургенева мозг тяжелее, чем у всех великих людей? Известно, что он отличался высоким ростом (192 см), а у крупных людей мозг, как правило, больше. Однако у Маяковского, столь же высокого мужчины (191 см), мозг был на целых 300 граммов легче тургеневского. А ведь Тургенев, в отличие от Маяковского, ушедшего из жизни молодым, умер 68 лет от роду (у молодых мозг всегда больше и тяжелее, к старости он теряет в весе).

"ГЕНИАЛЬНЫЕ" МЫШИ
Как это часто бывает, разгадка нашлась неожиданно...

Почти двадцать лет на биологическом факультете МГУ выращивают мышей с различной массой мозга. Член-корреспондент РАН Л. В. Крушинский поставил перед сотрудниками задачу выяснить, как наследуются и чем определяются интеллектуальные способности животных. Какова здесь роль морфологических особенностей их нервной системы и, в частности, размера головного мозга? В результате многолетних исследований удалось установить, что роль веса мозга в уровне интеллектуальных способностей у мышей очень велика. Средний вес мышиного мозга - 400-500 миллиграммов. Чтобы получить потомство с большой массой мозга, мышей, у которых она оказывалась больше средней, скрещивали между собой. Таким путем группе сотрудников под руководством доктора биологических наук И. И. Полетаевой и кандидата биологических наук Н. В. Поповой удалось вывести линии мышей, чей мозг был тяжелее обычного на 75 миллиграммов. Интересно, что животные с более тяжелым мозгом гораздо быстрее находили выход из лабиринта и лучше, чем их сородичи, решали другие поставленные перед ними задачи.

Один из авторов этой статьи предложил оценить, как реагируют животные с большим мозгом на ядовитые вещества, вызывающие судороги, и на раздражение мозга электрическим током. И оказалось, что у них судороги случаются гораздо реже, чем у животных с мозгом нормального размера. Эти результаты не были для нас неожиданными. Все дело в том, что мозг - саморегулирующаяся система. Для таких систем применимо понятие структурной устойчивости: большее число частей системы определяет большую устойчивость к внешним воздействиям. То есть более сложно организованный большой мозг труднее "сбить с толку".

Профессор В. С. Кесарев показал, что отбор мышей с большой массой мозга привел к усложнению его структуры. Произошло это не случайно - еще известный эволюционист, академик И. И. Шмальгаузен заметил, что в природе действует закон "канализации процессов морфогенеза". Согласно этому закону, изменение одних признаков неизбежно влечет за собой изменение других, на первый взгляд никак с ними не связанных. С точки зрения генетики это можно объяснить взаимодействием сцепленных, то есть наследующихся одновременно, генных ансамблей. С точки зрения физиологии - особенностями адаптации.

Итак, мыши с большой массой мозга оказались более сообразительными и более устойчивыми к судорогам. Эти факты и породили гипотезу, объясняющую, по нашему мнению, загадку гигантского мозга Тургенева.

В ГЛУБЬ ВЕКОВ
Можно спросить, при чем здесь судороги? Ведь Иван Сергеевич Тургенев не страдал эпилепсией, как, например, Достоевский или Флобер. Однако не стоит забывать, что эпилепсия - заболевание, в проявлении которого огромную роль играет наследственная предрасположенность к судорогам. Поэтому очень часто эта болезнь прослеживается не в одном, а в нескольких поколениях одной семьи, как было в семье Федора Михайловича Достоевского. А один из братьев Тургенева тоже страдал эпилепсией.

Что же из этого следует?

О родственниках Тургенева мы знаем немного. Но со школьных лет в нашем сознании укоренился штамп: мать писателя была "жестокой крепостницей", и ее образ жизни внушал ужас гениальному сыну, ставшему поэтому впоследствии страстным обличителем крепостного права на Руси. В те времена другого понимания и не требовалось. Однако при самом поверхностном анализе вырисовывается иная картина.

Мать писателя - Варвара Петровна Тургенева, урожденная Лутовинова, личность яркая и неординарная, была, несомненно, центральной фигурой в семье. Родившись через месяц после смерти своего отца, она провела детство и юность в доме отчима, притесняемая его родственниками. Но несмотря на это, Варвара Петровна смогла стать богатейшей невестой края, не без борьбы объединив в своих руках наследство многочисленных ветвей своего рода. Вышла замуж за любимого человека, за того, кого выбрала сама, - красавца Сергея Николаевича Тургенева. В те времена это случалось не так уж часто. В первые годы жизни брак их был счастливым.

Не получив систематического образования, Варвара Петровна тем не менее хорошо разбиралась в искусствах, общалась с лучшими представителями русской культуры того времени. А это был "золотой век" русской поэзии, когда творили Пушкин, Баратынский, Жуковский! Последний считался ее конфиденциатом. В пятьдесят лет, пережив боль разрыва с любимым мужем, Варвара Петровна родила еще одного ребенка, дочь Варвару - для себя. Какая сила характера!

Хотя до конца своих дней Варвара Петровна писала против всяких правил, ее язык отличался образностью и энергией. Так что литературный талант ее сына возник не на "пустом месте".

А вот ее психический склад, хотя мы можем судить о нем лишь по свидетельствам ее близких, психиатры относят к эпилептическому характеру. Не стоит думать, что такой характер предстает лишь в черном цвете. В нем есть сочетание противоположных качеств - скупости и щедрости, жестокости и чувствительности, способности к резким вспышкам гнева, решительным поступкам и неспособности отрешиться от каких-то воспоминаний и привычек. Типичны резкие смены настроения.

Став богатой и полновластной помещицей, Варвара Петровна дала волю своему "ндраву". О ее причудах ходили легенды: то она наряжала слуг в специальную форму, имитирующую костюмы служащих государственных департаментов, называла их по фамилиям министров. А чего стоит стеклянный ящик, в котором барыня требовала выносить себя на улицу во время эпидемии холеры, дабы не заразиться! Говорят, над ее усадебным домом висели два вымпела с гербами Тургеневых и Лутовиновых. Если Варвара Петровна была не в духе, она приказывала спустить вымпелы. И гости, подъезжавшие к усадьбе, видя столь зловещий знак, считали за благо тут же поворачивать восвояси. Позже она рассорилась со всеми своими детьми. Уже на смертном одре сказала сыну Николаю, примчавшемуся к ней попрощаться: "Ты еще не знаешь, простила ли я тебя. Поезжай в Петербург и открой высланный тебе сундук. Коли в нем икона - значит, простила".

Сын не осмелился перечить и уехал. В сундуке он нашел икону. Но проститься с матерью уже не успел...

Не меньшими странностями поведения отличались и предки Варвары Петровны. Среди них наиболее известен ее дядя по отцу Иван Иванович Лутовинов. О нем упоминается в знаменитом рассказе Тургенева "Бежин луг": призрак Ивана Ивановича ходит по ночам от места своего упокоения - мавзолея в усадьбе Спасское к Варнавицкому оврагу. Это его спрашивает старый садовник: "Что, мол, батюшка, ищешь?".

Иван Иванович Лутовинов - фигура по-своему замечательная. Именно он построил усадьбу в родовом гнезде Спасское-Лутовиново, собрал прекрасную библиотеку, содержал домашний театр. К несчастью, дом сгорел, и сегодня посетители усадьбы осматривают лишь жалкие остатки былого великолепия. Построил эту усадьбу Иван Иванович в конце XVIII века для своего внебрачного сына, наследника Ванечки. Поговаривали, что матерью мальчика была родная сестра барина. Считается, что глухие предания об этой истории отразились в рассказе Тургенева "Три портрета".

К несчастью, мальчик умер. Потеря наследника стала тяжелейшим ударом для самовластного барина. И может быть, именно поэтому он согласился принять в дом племянницу Варвару, бежавшую от родительского произвола. И не только принять, но и сделать своей наследницей.

Еще более яркая фигура - Петр Иванович, отец Варвары Петровны и дед писателя. Служа в Петербурге в Преображенском полку, он прославился громкими скандалами: однажды, принимая участие в охране Петербургского тракта по случаю проезда Государыни, он стал требовать лошадей для собственной надобности, а получив отказ, скомандовал своей роте: "В ружье!". Лошади, конечно, были выданы, но дело получило огласку, назначили суд, на котором вспомнились и другие прегрешения Петра Лутовинова: пьянки, драки, кутежи, карты, и его уволили из полка, как бы теперь сказали, "с волчьим билетом"... Оказавшись в родных местах, дед писателя дал выход обуревавшей его обиде по поводу неудавшейся карьеры. Семья отвернулась от него из-за его "неукротимого нрава". Самым громким "подвигом" был погром однодворцев, которые прихватыва ли в собственность его угодья. Петр Лутовинов сначала протестовал против этого, потом подал жалобу в суд, а затем, видя, что его дело затягивается, устроил со своими дворовыми настоящее побоище, в котором погибли полтора десятка человек. Побросав трупы на телеги, он отправился в уездный город Ливны, по пути поджег хлеба своих врагов и, стоя на телеге, кричал: "Я - бич ваш!".

Таковы были братья. О сестрах Лутовиновых известно немного. Исследователю жизни и творчества Тургенева Николаю Чернову удалось отыскать в Орловском архиве дело Аграфены Ивановны Лутовиновой, в замужестве Шеншиной. Название его газетной публикации "Вторая Салтычиха" говорит само за себя. Отголоски этих событий, а также история ее младшей сестры Елизаветы Ивановны, тоже отличавшейся тяжелым характером, по-видимому, нашли отражение в рассказе И. С. Тургенева "Бригадир".

О родственниках И. С. Тургенева по отцовской линии мы знаем очень мало. Однако известно, что родной брат отца писателя, Алексей Николаевич Тургенев, страдал эпилепсией. Он отличался странным поведением, и Варвара Петровна даже избегала бывать у него в гостях и неохотно принимала у себя. Большими странностями отличался и его сын Михаил Алексеевич, послуживший прототипом героя тургеневского рассказа "Отчаянный".

Таким образом, в роду Тургеневых-Лутовиновых очень часто встречаются эпилептоидные характеры и больные эпилепсией. При этом заболевании значительно меняется характер человека, чем и объясняются более чем экстравагантные особенности поведения предков писателя.

Вопреки природе
Люди, в чем-то схожие, часто соединяются в семейные пары, словно внешние и психические особенности "притягивают" их друг к другу. Мужчины со склонностью к эпилепсии часто женятся на женщинах с такими же особенностями характера. Соединение двух людей со склонностью к эпилепсии еще больше увеличивает шансы их потомков унаследовать болезнь.

Причины эпилепсии различны. Мозг содержит огромное количество нейрохимических систем, поломка любой из которых может стать причиной судорожной готовности. В таком случае в семьях с предрасположенностью к эпилепсии от поколения к поколению должно идти вырождение: эпилепсия у потомков будет возникать все чаще, протекать все тяжелее из-за накапливающихся нарушений в нервной системе. Но на самом деле этого не происходит: такие роды не исчезают, а продолжают давать потомство и часто очень незаурядное. В чем же дело? Может быть, от поколения к поколению накапливаются и какие-то другие изменения, препятствующие развитию эпилепсии? Естественный отбор должен закреплять любые отклонения от нормы, не допускающие вырождения.

Как уже говорилось, Иван Сергеевич Тургенев эпилепсией не страдал. Вспышки гнева случались у него нечасто (правда, на одном приеме, где все говорили по-французски, он рассердился и начал громко кричать: "Баба! Репа! Лопата!", напоминая присутствующим о звучании их родного языка).

Почему же Тургенев не унаследовал склонность к эпилепсии, четко прослеживающуюся у его родственников? Вот тут-то пора вспомнить о необычайной массе его мозга. Может быть, дело именно в ней? Если у животных большая масса мозга препятствует развитию судорог, то, несомненно, нечто подобное может происходить и у людей! Возможно, естественный отбор "оттачивал" эту уникальную особенность в роду Лутовиновых-Тургене вых не одно поколение. В результате появился такой гениальный человек, как Иван Сергеевич. Огромная масса мозга "страховала" его от развития болезни. А все положительные черты эпилептоидного характера - упорство, работоспособность, умение добиваться поставленной цели - он сохранил и смог развить в себе более чем кто-либо другой.

Остается только воздать должное его выдержке и деликатности, его гуманному отношению к человеку, его неуклонному стремлению идти по дороге просвещения и либерализма, которые он развил в себе вопреки семейной традиции.


Кандидат медицинских наук Н. БОГДАНОВ
и кандидат биологических наук Е. КАЛИКИНСКАЯ.

Словарь Пушкина насчитывает 22 тыс. слов, словарь Ленина - около 30 тыс., а словарь Шекспира— 16 тыс., словарь Сервантеса - 18 тыс.



© Михаил Васильков, Дом Поэта, 09.08.2023
Свидетельство о публикации: H-WV № 780498188

Добавить рецензию

Защитный код
Обновить

Дом Поэта в соцсетях

vk32 f api i inst tt ya you telegram